Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 13 часов 45 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕРВОГО ПАРКОСТРОИТЕЛЯ А.Т. БОЛОТОВА
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Т.В. Шумилкина - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В настоящее время активно ведутся поиски оптимальных решений в архитектурно-ландшафтной организации городской среды, а также территории парков. Неоценимую помощь в этом может оказать изучение опыта первых русских паркоустроителей.

В последней трети ХУШ века в России было популярно увлечение строительством усадебных парков. Множество прекрасных садово-парковых ансамблей было создано в этот период. Построенные преимущественно в пригородах Москвы и Петербурга, они создавались по проектам величайших зодчих М. Казакова, В. Баженова, И. Старова, Н.Львова и др. Но рядом с этими именами русских архитекторов достойное место по праву занимает имя одного из первых паркостроителей - Андрея Тимофеевича Болотова, который способствовал расцвету русского паркового искусства.

Андрей Тимофеевич Болотов, будучи одновременно теоретиком и практиком, прекрасно понимал, какое огромное значение имеет парковое искусство. Он умел чувствовать природу и заставлял восхищаться ею других. Именно ему принадлежит открытие красоты русской природы, составляющей суть российского парка.

Столь высокое назначение парка установилось в культуре ХУШ века, и было следствием мировоззрения эпохи Просвещения. Основой эстетики эпохи классицизма было подражание природе. Важную роль в распространении идей новых пейзажных парков сыграли труды А.Т. Болотова. Паркам этого периода в высшей степени было свойственно чувство сентиментализма. Недаром сам Болотов называл стиль этих парков «натуральным». В них в полной мере раскрывалась красота русской природы, а посетитель только следовал за общим поэтическим сюжетом, всматриваясь в природу и отзываясь на нее самыми тончайшими чувствами своей души.

Как теоретик и агроном - практик, А.Т. Болотов создал множество научных трудов. Сохранилось большое количество его теоретических исследований, а также практических указаний и многочисленные дневники. Размышляя над философским пониманием паркового искусства, он создал сочинение под красноречивым названием «Путеводитель к истинному человеческому счастию», или «Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизнии средствах к приобретению оного». В своем сочинении «Детская философия» он вел беседу с детьми, каждый раз обращая их внимание на красоту природы, тишину, благоухание растений и цветов, пение птиц. Но самое большое количество его размышлений о парках и практических рекомендаций по их устройству было опубликовано в приложении к газете «Московские ведомости» - в журнале «Экономический магазин». Трудно поверить, но А.Т.Болотов почти 10 лет был его единственным автором и редактором (с 1780 по 1789 гг).

Главным утверждением Болотова, как теоретика и практика садово-паркового искусства было то, что устроитель парка «не должен отважиться ни одного шага ступить, не посоветовавшись наперед с натурой». Главным его лозунгом было не переделывание природы, а сотрудничество с ней. Неслучайно поэтому Болотов был противником регулярного парка, считая его непригодными для усадеб средней полосы. Он стал последовательным пропагандистом пейзажных парков в России. Болотов писал, что «…было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Английские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими».

Говоря о практических приемах в устройстве парков, А.Т. Болотов разработал свой метод, который был новым для России. В то время, как другие мастера паркоустроители пытались в парке воплотить картины Клода Лорена или других итальянских мастеров, Болотов пытался сначала определить возможности места глазом художника. Суть метода Болотова состояла в максимальном использовании элементов природной ситуации, в том числе сплошных лесных массивов, особенно хвойных. Далее он воображал себе, где и что должно произрастать, хорошо ли это или плохо. Его парк рождался как естественный организм непосредственно из природы. Временами он рисовал пейзажные картины на стекле, фиксировал существующее состояние, обозначал контуры пейзажа, и лишь потом «правил» предполагаемую перспективу будущего парка. Только после многократного повторения множества вариантов он переносил свои идеи на план будущего парка. Воплощением такого истинно русского парка эпохи сентиментализма стал дворцово-парковый ансамбль в Богородицке.

Отдельные рекомендации его касались устройства паркового пространства в усадьбах. Перед главным домом рекомендовалось располагать стриженные деревья, а также статуи и вазы, окруженные шпалерами. От главной площадки перед центральным входом лучами должны были расходиться прямые аллеи, которые необходимо завершить какими-либо «приманками» - красивыми видами природы или небольшими постройками. Остальное пространство парка оставалось пейзажным, то есть нерегулярным. Таким образом происходило смешение пейзажности и регламентированности, которая по мнению А.Т. Болотова, была наиболее приемлемой для условий России и экономически наиболее обоснованной. Подобное сочетание было вполне оправдано, поскольку большие территории пейзажного парка требуют значительных корректировок рельефа и весьма трудоемки. Поэтому в эпоху классицизма, соответствующую периоду творчества А.Т. Болотова, задача полного преобразования парка сменилась задачей «улучшения ландшафтных характеристик».

Думается, что обращение современных ландшафтных архитекторов к богатому творческому наследию первого паркоустроителя А.Т. Болотова окажет неоценимую помощь в их профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. .История русской культуры/ Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в2 ч.-М.: Гуманит.изд.центр. «Владос»,Ч2-.2002.-400с.

2. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С.Лихачев: изд-во «Советская Россия». – М, 1984. – 64 с.

3. Смирнова, Е.В. Вятские и Пермские городские сады ХУШ-Х1Х вв. Автореф. канд. дисс. 1991.-М. 24 с.

4. Нашокина, М.В. Русские сады. ХУШ-первая половина Х1Х века/ М.В. Нащокина : «Арт-родник», - М, 2007.-255 с.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100