Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 13 часов 48 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
РОЛЬ И ЗАДАЧИ КАФЕДРЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

И САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ННГАСУ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

О.Н. Воронина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Ландшафтная архитектура является эффективным средством улучшения экологической обстановки в городах, повышения качества и комфортности, гуманизации урбанизированной среды. На современном этапе развития общественного сознания данная отрасль приобретает большое значение.

Ландшафтная архитектура как один из важнейших видов творческой деятельности человека, связанной с функциональной, технической и эстетической организацией пространственной среды, последние годы остро нуждалась в профессиональных кадрах – специалистах разных уровней, от квалифицированных рабочих и техников до инженеров-технологов, проектировщиков, эксплуатационников, администраторов, ученых.

При разработке градостроительных проектов разного уровня в большинстве случаев отсутствует специалист – инженер садово-паркового и ландшафтного строительства, что отрицательно сказывается на качестве проектирования, особенно при решении задач повышения комфортности среды. Одним из важнейших аспектов развития отрасли является обеспечение ее профессиональными специалистами – ландшафтными архитекторами и инженерами, техниками и квалифицированными рабочими.

Острый дефицит в профессиональных кадрах отмечается в производственной сфере – в строительных и эксплуатирующих организациях, в декоративном садоводстве. Зачастую на местах, в проектных организациях и в производстве задачи ландшафтного планирования решаются непрофессионалами, что приводит к девальвации профессии и снижению качества проектных и строительных работ. Необходимость в подготовке специалистов для архитектурной организации озелененных территорий и создания ландшафтно-рекреационных объектов очевидна, если учесть широкий размах градостроительства, благоустройства и обострение экологической ситуации. Качественная городская среда снижает негативное воздействие на человека отрицательных факторов урбанизации, в том числе защищает от визуально-эстетического загрязнения. Наша страна обладает значительным числом уникальных ландшафтов, памятников садово-паркового искусства и культурного наследия, которые нуждаются в сохранении и восстановлении.

Подготовка инженеров садово-паркового и ландшафтного строительства предполагает сочетание в почти равных пропорциях инженерных, биологических и архитектурно-эстетических блоков дисциплин, организацию лабораторных и практических занятий. Для закрепления знаний требуется большое число учебных и производственных практик. Важно участие в научных исследованиях, знание современных строительных технологий и новых материалов, педагогическое экспериментирование.

В рамках дисциплин региональной компоненты, элективных дисциплин и элективного модуля реализуется территориальная специфика, а также особенности университета.

Необходимость создания кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете впервые была озвучена в 1980 году доцентом кафедры архитектурного проектирования, кандидатом архитектуры Баулиной Валентиной Васильевной. В 1997 году ректор ННГАСУ, академик Валентин Васильевич Найденко, выступил с инициативой открытия новой специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», находящейся на стыке строительства, архитектуры и биологии.

Кафедра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства была организована 24 декабря 1998 года приказом ректора ННГАСУ в составе института архитектуры и градостроительства (ИАГ). В 1999 г. был сделан первый набор студентов численностью 17 человек. Обучение в первой группе велось на коммерческой основе. В наборе последующих групп было выделено половина бюджетных мест.

Преподаватели кафедры первоначально занимались подготовкой студентов по трем специальностям: «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Архитектура» и «Городской кадастр». С 2003 года ведут подготовку студентов по специальностям «Городской кадастр», «Земельный кадастр» и «Социально-культурный сервис и туризм», а с 2005 года – магистров специальности «Архитектура».

Заведующим кафедрой была назначена, а далее утверждена голосованием сотрудников кафедры Воронина Ольга Николаевна – доцент, кандидат архитектуры, имеющая большой практический опыт работы в области ландшафтной архитектуры, около 60 проектных, научных работ и публикаций по вопросам ландшафтной архитектуры, градостроительной экологии, озеленения и благоустройства территорий, педагогический стаж которой более 10 лет. На момент открытия кафедры штат сотрудников был представлен 7 преподавателями, в том числе 6 доцентами, кандидатами наук.

Доцент Воронина О. Н. ведет блок дисциплин, посвященных вопросам ландшафтной архитектуры, истории садово-паркового искусства и современным тенденциям в ландшафтном дизайне, является членом Государственных экзаменационной и аттестационной комиссии. Блок занятий по почвоведению первые четыре года вела профессор Баканина Фаина Михайловна – почвовед, географ, эколог, педагог с более чем 30-ти летним педагогическим опытом, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, автор около 200 научных работ и публикаций по вопросам эрозии почв, оптимизации сельскохозяйственных и городских ландшафтов, проблемам природопользования. В настоящее время почвоведение преподает доцент, к.с-х.н. Лаврова Вера Владимировна. Блок дисциплин, связанных с растениеводством и защитой растений, первые три года преподавал доцент Воротников Владимир Петрович – к.б.н., выполнивший около 100 научных работ по вопросам изучения флоры Керженского заповедника, фитоиндикации наземных экосистем, видового состава флоры региона и дубрав Нижегородского Поволжья. Дисциплины, связанные с дендрологией и таксацией, ведет доцент Коровина Марина Александровна, к.б.н., имеющий более 40 публикаций в области интродукции облепихи. Цветоводство читает доцент Лаврова Ольга Петровна - к.б.н., имеющий более 20 научных работ по вопросам биоразнообразия, стаж педагогической деятельности которой около 10 лет. Физиологию и генетику растений студенты осваивают под руководством доцента, к.б.н. Юртаевой Натальи Михайловны, имеющей более 20 научных работ по вопросам физиологии. Преподавание вводных в специальность дисциплин ведет старший преподаватель кафедры, архитектор Мерзлоухова Елена Адольфовна. Ландшафтное и дипломное проектирование ведут архитектор Киреева Татьяна Валентиновна и инженер Надршина Лариса Николаевна. В настоящее время на кафедре работает много молодых преподавателей, аспирантов, соискателей, ассистентов. Профессорско-преподавательский состав кафедры представлен 10 доцентами, кандидатами наук, 5 старшими преподавателями и 6 ассистентами.

Кафедра является штаб-квартирой Ассоциации ландшафтных архитекторов-инженеров России (АЛАИР), а заведующая кафедрой Воронина О.Н - президентом Ассоциации. Преподаватели кафедры вовлечены в активную профессиональную научную и общественную деятельность. Сотрудники кафедры являются членами различных ботанических обществ, в том числе Русского ботанического общества РАН, Международного общества биосистематиков растений (IOPB), а также сотрудничают с Международной Ассоциацией Ландшафтных Архитекторов (IFLA).

Преподаватели постоянно занимаются воспитанием студентов, ориентируя их на вопросы профессиональной этики, прививая ответственность за взятые на себя обязательства, понимая, как важно для выпускника вписаться в современную рыночную экономику, не испугаться первых ошибок и неудач, быть востребованными, настойчивыми и постоянно повышать профессиональный уровень. Важным фактором жизненной устойчивости является высокая работоспособность и уверенность в своих знаниях и профессиональных навыках.

Кафедра поддерживает творческие связи с фирмами – производителями ландшафтных услуг, службами городского благоустройства и коммунального хозяйства. Студенты работают в этих организациях во время производственных практик, разрабатывают дипломные работы на актуальные темы, заявленные городскими и областными организациями. За последние три года в рамках дипломного проектирования были выполнены проекты всех парков г.Н.Новгорода. В последние годы дипломные и курсовые проекты часто выполняются по заявкам городов нижегородской области: г. Семенова, Лысково, Павлово, Таншаево и др. Для дополнительного послевузовского образования на кафедре организованы курсы повышения квалификации.

Сотрудники кафедры видят свои задачи в просвещении населения и ответственных лиц в исполнительных и законодательных органах государственной власти. Ежегодно кафедра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства ННГАСУ собирает специалистов на научно-практические семинары, конференции, круглые столы для обмена мнениями. В профессиональных дискуссиях вырабатываются важнейшие критерии оценки качества окружающей городской среды и разрабатываются рекомендации по оптимизации городского ландшафта. По результатам таких дискуссий на кафедре выпускаются сборники статей. Мы стараемся привлечь к этой интересной работе не только аспирантов, но и студентов. Так формируется творческая среда, в которой складывается научная школа.

Практика ставит перед учеными сложные задачи. Научные разработки преподавателей, а также учебные работы студентов ложатся в основу рекомендаций и методических пособий для коммунального хозяйства Нижегородской области.

Большой интерес к ландшафтному дизайну проявляет молодое поколение. Работа со школьниками, учителями, абитуриентами выливается в чтение лекций, проведение бесед, организацию конкурсов школьных работ. Живой отклик молодежи, желание сделать городское окружение соответствующим представлению о достойной и комфортной жизни поддерживает энергию преподавателей, желание учиться и расти вместе со своими учениками.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100