Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
21 сентября 2021 года, 4 часа 42 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

М.В. Карандеева

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Статья 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла в пункт 1 статьи 130 слова, в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации изменения - леса, многолетние насаждения исключить.То есть многолетние насаждения и леса теперь не являются недвижимыми вещами, и соответственно весь правовой порядок (по учету, регистрации и т.д.), присущий объектам недвижимого имущества, на многолетние насаждения и леса не распространяется.

В стенограмме парламентских слушаний комитета по природным ресурсам и природопользованию РФ, которые проходили в г. Санкт-Петербург в конце 2006 года, указана следующая причина для признания зеленых насаждений объектами движимого имущества: «Правовой статус лесов и определение, которое у нас на сегодняшний день есть в гражданском законодательстве – "леса как недвижимое имущество наравне с земельными участками", создает правовую коллизию и затрудняет применение норм законодательства к участкам лесного фонда, не позволяет корректно с правовой точки зрения индивидуализировать его как объект недвижимости».

Другими словами, норма введена для упрощения процедуры управления и использования многолетних насаждений и лесов. Так как теперь многолетние насаждения юридически не связаны с земельными участками, то и отчуждать, т.е. осуществлять вырубку лесов и уничтожение многолетних насаждений, станет намного проще.

В конце 2005 года постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода были приняты «Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде», в соответствии с которыми статьей 46.6 были определены градостроительные регламенты для природно-рекреационных зон.

Необходимо отметить, что не все существующие озелененные территории получили статус природно-рекреационных зон, так, например, скверам в центральной части города присвоена зона ЦД-1 (зона делового центра).

С момента принятия правил землепользования и застройки и до сегодняшнего дня городской думой Нижнего Новгорода приняты четыре постановления о внесении изменений в Правила, которыми внесено двенадцать изменений, в соответствии с которыми уменьшаются природно-рекреационные зоны города.

Такая политика администрации города по систематическому уничтожению озелененных территорий в городе становится все более агрессивной.

Например, перечислим некоторые территорий, которые в ближайшее время будут также застроены. На месте парка им. Пушкина планируется строительство нового здания театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, в парке Победы планируется построить гостиничный комплекс, в парке им.Кулибина, за зданием ТЮЗа - многоэтажный жилой дом. Активно обсуждается строительство многофункционального торгового комплекса "Парк-Хаус" на территории парка Дубки в Ленинском районе города Нижнего Новгорода. Большой участок Автозаводского парка передан под строительство нового жилого микрорайона. Открытая площадка, на которой располагался раньше летний театр в Александровском саду, будет предоставлена под строительство четырехэтажного гостиничного комплекса.

Безусловно, свободные от застройки и обременения прав третьих лиц озелененные территории очень привлекательны для инвесторов, т.к. не требуется расселение и снос ветхого фонда. Для застройки озелененных территорий нужно меньшее количество согласований и разрешений.

Существуют основные принципы формирования системы озеленения города, такие как равномерность и доступность, когда площадь зеленых насаждений должна быть прямо пропорциональна количеству населения города. А расстояние от жилого дома до объекта озеленения не должно превышать: до городского парка 2-3 км, до районного парка 1,5-2 км, для парка жилого района 1-1,5 км. Зеленые насаждения должны образовывать непрерывный градоэкологический каркас на основе парков и лесопарков, скверов и бульваров, памятников природы, пригородных лесопарковых поясов, рек и водоемов, оврагов, неудобных склоновых территорий, охранных зон различного характера, озелененных территорий учреждений и жилых районов, агроландшафтов.

Нарушение основных принципов формирования системы озеленения города неизменно приводит к ухудшению экологии города и здоровья населения города.

В 1999 году принят Генеральный план развития города Нижнего Новгорода, в рамках которого был проведен анализ озелененных территорий города. Расчет обеспеченности зелеными насаждениями в Нижнем Новгороде составлял 12,8 м2. По районам города эти цифры распределились следующим образом: Нижегородский район – 9 м2, Советский район – 13,3 м2, Приокский район – 63,2 м2, Автозаводский район – 17,3 м2, Сормовский район – 7,7 м2, Московский район – 1,4 м2, Канавинский район – 2,2 м2, Ленинский район – 2,1 м2.

При этом СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предъявляет следующие требования: "Норма зеленых насаждений в жилых районах (парках, садах) составляет 10 мна 1 человека и норма зеленых насаждений общего пользования составляет 6 мна 1 человека." Итого 16 м2 на 1 человека.

Представленные цифры свидетельствуют о том, что только в двух районах (Приокском и Автозаводском) показатели соответствуют нормативным.

Проектом генерального плана предполагалось увеличить обеспеченность зелеными насаждениями на одного жителя до 21 м2, в том числе по Нагорной части до 34 м2, в Заречной части до 17,9 м2 на одного человека.

В связи с тем, что реально принимаемые градостроительные решения не способствуют увеличению площади зеленых насаждений в городе, и на сегодняшний день показатели по всем районам города значительно уменьшены, необходимо принимать скорейшие меры по регулированию и стимулированию увеличения озелененных территорий.

В других регионах Российской Федерации, таких как Волгоградская область, Костромская область, Калининградская область, Алтайский край, г.Санкт- Петербург, г.Москва, приняты нормативные правовые акты, такие как:

- о защите зеленых насаждений;

- об утверждении методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города;

- об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе;

- о порядке проведения компенсационного озеленения в городе;

- о мерах по информированию жителей города о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений;

- об организации и ведении реестра зеленых насаждений и другие.

На основании вышеизложенного предлагаются следующие пути по оптимизации использования городских озелененных территорий:

1. Обратиться в Государственную Думу о признании зеленых насаждений объектами недвижимого имущества;

2.Принять закон Нижегородской области в сфере сохранения озелененных территорий;

3. Разработать областную целевую программу "Сохранение и развитие зон рекреации Нижегородской области";

4. Разработать перспективные схемы озеленения для крупных городов Нижегородской области;

5. Разработать и принять нормативные правовые акты по созданию, сохранению и воспроизводству зеленых насаждений;

6. Создать управления зеленым фондом Нижегородской области;

7. Разработать регламенты использования парковых зон в городах Нижегородской области.

Реализация вышеуказанных мер позволит создать необходимую правовую основу для сохранения и развития озелененных территорий в городах.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100