Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 13 часов 39 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГАЗОННОГО ПОКРЫТИЯ ВДОЛЬ ГОРОДСКИХ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Д. Б. Елистратова - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Автомагистрали крупного города вобрали в себя многие функции, но нами они рассмотрены с позиции негативного воздействия на прилегающие территории. Основными функциями придорожных территорий в городской среде являются санитарно-гигиеническая и эстетическая. Озелененные полосы, составляющие до 10 м в ширину, сохраняются вдоль крупных автомагистралей, но происходит их сокращение. А состояние придорожных территорий во многом формирует мнение о благоустроенности города.

В качестве модельных объектов изучалось состояние почвенно-растительного покрова придорожных полос и особенности его формирования вдоль проспекта Ленина, Московского шоссе, Сормовского шоссе и проспекта Гагарина. Это магистральные автомобильные дороги категории I-В общегосударственного значения с 4, 6 полосами движения. Контролем служили территории открытых пространств в парках «Дубки», Сормовском и парке «Швейцария». В результате было установлено, что полосы до 10 м вдоль автомагистралей наиболее подвержены антропогенному воздействию. По мере приближения к автомагистралям отмечено изменение физико-химических показателей и биологической активности почвенного покрова, а также трансформация структуры травянистого покрова. На расстоянии 0-2 м отмечены наибольшие отклонения от контрольных образцов.

Изменение структуры травостоя, наличие пораженных растений при отсутствии регулярного ухода – основные причины низкой эстетической оценки травянистого покрова данных территорий. А устойчивость и декоративные качества травянистых растений – это свойства, необходимые при выделении перспективных видов растений с целью оптимизации озеленения придорожных полос вдоль автомагистралей. Проводя сравнительную характеристику контрольных территорий и придорожных полос, выделено три зоны вдоль оживленных автомагистралей.

Первая зона составляет 0-2 м от автодорог и испытывает наибольшее антропогенное воздействие. Почвенный покров на глубину 0-20 см представлен супесями щелочного характера, отмечено засоление в весенний период из-за использования песко-соляных смесей, уплотнение в результате вытаптывания. Как следствие проективное покрытие травянистого покрова в этой зоне наименьшее, травостой представлен большинством однолетних и сорных видов, подверженных заболеваниям, и имеет низкую декоративность.

Вторая зона расположена на расстоянии 2-5 м от автодорог. Здесь отмечены легкие почвы слабощелочной и нейтральной реакции. Проективное покрытие травянистого покрова составляет 95-100 %. Травостой состоит из луговых и сорных видов, в большей степени многолетних из семейства Сложноцветные и включает основные газонные злаки. Травянистые растения менее подвержены заболеваниям и удовлетворительно декоративны.

Третью зону образует полоса на расстоянии 5-10 м. Почвенный покров здесь представлен легкими суглинками нейтральной реакции со средним содержанием гумуса. Проективное покрытие травостоя составляет 100 %, травостой включает луговые растения семейств Злаковые, Сложноцветные и Бобовые. Основу травостоя составляют газонные злаки наименее подверженные заболеваниям и обладающие высокой декоративностью.

На основании полученных данных предлагаются следующие рекомендации по оптимизации придорожных полос вдоль автомагистралей.

1. С целью снижения вытаптывания из-за неорганизованного пешеходного движения придорожные полосы первой зоны необходимо сохранять с помощью установки ограждений. Это исключит хождение пешеходов вдоль автомагистралей, что важно для организации безопасного дорожного движения. В то же время это снизит механические повреждения почвенно-растительного покрова уборочной техникой. К тому же ограждения объединят дорожное полотно и озелененные территории вдоль дорог.

Придорожная полоса 0-1 м в непосредственной близости от автомагистралей при отсутствии мероприятий по уходу рекомендуется к закрытию инертными материалами, которые защитят почвенный покров от дальнейшего разрушения, образования пыли и снизят негативное влияние на формирование почвенных показателей. Использование ограждений и инертных покрытий дает возможность выбрать интересную цветовую гамму и сохранить декоративность особенно ранней весной, когда необходимы яркие контрасты, что в целом значительно повысит эстетические качества придорожных полос в непосредственной близости от автодорог.

2. Вторая зона, испытывающая среднее антропогенное воздействие, должна включать не только травянистый покров, но и древесно-кустарниковые насаждения, возможно цветочное оформление. Поскольку снижение пыле- и газообразного, шумового загрязнения от автотранспорта осуществляется при наличии комплексного озеленения придорожных полос.

Травянистый покров для второй зоны рекомендуется составлять из многолетних луговых растений с включением устойчивых к засолению злаковых видов: Овсяница красная – Festuca rubraL., Овсяница тростниковидная – FestucaarundinaceaSchreb., Ежа сборная – DactylisglomerataL., Кострец безостый –Bromopsisinermis(Leyss.) Holub., которые входят в состав луговых газонов.

Не рекомендуется для второй зоны использовать менее устойчивые газонные злаки: Мятлик луговой – Poa pratensisL., Полевица тонкая –AgrostistenuisSibth.,Овсяница луговая – FestucapratensisL., которые менее устойчивы в условиях хлоридного засоления почв и требуют регулярного ухода. Также не рекомендуется использовать луговые растения из семейства Бобовые: Клевер луговой – TrifoliumpratenseL., Клевер ползучий – TrifoliumrepensL., Люцерна серповидная – MedicagofalcateL., Клевер гибридный или розовый – Trifolium hybridumL., которые наиболее подвержены заболеваниям, образованию некрозов и хлорозов.

Важная особенность содержания растительного покрова из луговых видов – это скашивание, особенно раннее. Скашивание способствует быстрому отрастанию новых побегов растений, препятствует образованию семенных коробочек, а также способствует выпадению однолетних сорных растений. Такой травостой состоит из злаков, образующих сплошной покров с включением красивоцветущих Сложноцветных. Последние после скашивания имеют небольшую высоту и выделяются на общем фоне.

Если скашивание невозможно, рекомендуется создание красивоцветущих и редкоскашиваемых газонов с включением наиболее устойчивых видов Сложноцветных: Тысячелистник обыкновенный – AchilleamillefoliumL., Цикорий обыкновенный – CichoriumintybusL., Пижма обыкновенная –TanacetumvulgareLМать-и-мачеха обыкновенная – TussilagofarfaraL., Одуванчик лекарственный – TaraxacumofficinaleWebexWigg..

3. Третья зона на расстоянии 5-10 м,испытывающая наименьшее влияние автодорог, встречается не везде. При регулярном скашивании и уходе данные территории можно засевать злаками основного состава: Мятлик луговой – Poa pratensisL., Овсяница красная – FestucarubraL., Полевица тонкая –AgrostistenuisSibth.,с включением злаков дополнительного состава: Овсяница луговая – FestucapratensisL., Тимофеевка луговая – Phleum pratenseL., Ежа сборная – DactylisglomerataL., Кострец безостыйЛисохвост луговой – AlopecuruspratensisL., Овсяница тростниковидная – FestucaarundinaceaSchreb..

Иначе третью зону рекомендуется заполнять многолетними красивоцветущими луговыми растениями из семейств Сложноцветные, Бобовые, Гераниевые, Гвоздичные, Мареновые: Ромашка непахучая – MatricariaperforatumMerat., Тысячелистник обыкновенныйЦикорий обыкновенный, Пижма обыкновенная,Клевер ползучий – TrifoliumrepensL., Клевер гибридный или розовый – Trifolium hybridumL., Герань луговая – GeraniumpretenseL., Смолевка обыкновенная -Silenevulgaris(Moench.) Garcke., Подмаренник северный – GaliumborealeL.. Скашивание подобного газонного покрытия все же необходимо проводить осенью во избежание пожароопасной обстановки в городских условиях.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100