Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 13 часов 30 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
УРБАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

М.А. Николаева

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Городская среда существенно повлияла на жизнь человека: качество воды, смок, растущий уровень радиации. Постоянно меняется видимая городская среда, которую человек воспринимает через орган зрения. Всю видимую среду можно условно разделить на две части: естественную и искусственную. Естественная (природная) находится в полном соответствии с физиологическими органами зрения, человек формировался под воздействием всех элементов природы, ее красок и звуков. Городская среда носит изменчивый характер, который в последние десятилетия приобретает агрессивные черты. В результате этого люди, живущие в стандартных серо – желтых кварталах загрязненных городов, не только испытывают дискомфорт, но и более склонны к психическим заболеваниям, агрессии и преступным действиям.

На сегодняшний день урбанизация не может дать городским жителям комфорта ни по качеству, ни по количеству. Горожане современного города чаще всего видят плоские поверхности (площади, улицы, фасады зданий), соединенные прямыми углами, в природе подобное сочетание практически не встречается. В городской среде большое количество монотонно повторяющихся деталей, связанных с индустриальным изготовлением типовых изделий (панели, балконы, окна). Природные образования всегда носят индивидуальный и неповторимый характер. Цветовая гамма города отличается однообразием серых и желтых оттенков. Природная среда отличается не только широкой гаммой цветов и оттенков, но и их сезонной изменчивостью.

Одним из самых серьезных исследователей области взаимодействия человека с видимой средой и аспекты восприятия окружающей среды, или видеоэкологии, стал В.А.Филин. Полученные им результаты позволили на научной основе объяснить многие факты и явления, связанные с восприятием человеком окружающей среды [1].

Быстрые движения глаз (саккады) характеризуются амплитудой, ориентацией и интервалами между ними. Выяснилось, что распределение интервалов между саккадами и их число примерно одинаково у младенца во время сна и у взрослого, разглядывающего картину или смотрящего на световую точку. Таким образом, глаз совершает автоматические скачки, схожие с дыханием и биением сердца. Так появилось понятие «автоматия саккад», которую обеспечивает ряд структур головного мозга, совокупность которых образует саккадический центр.

При взгляде на здание, собранное из стекла и панелей, одинаковые фасады домов, облицованные незатейливой плиткой цоколи зданий, серо-бордовую плитку на тротуарах и пр., глазу не за что зацепиться и получить положительные эмоции. Для саккадического центра это сигнал к переходу на максимальный режим работы в поисках «точки опоры», что также не приводит к положительному результату, и как следствие возникает ощущение дискомфорта и обреченности. Гомогенная среда усиливает это ощущение отсутствием или резко сниженным числом видимых элементов, мозг после очередной саккады не получает информации, т.е. подтверждения произведенному действию. В то же время после каждой саккады в мозг поступает одна и та же информация, что ведет к его перегрузке и утомлению.

Таким образом, при монотонности визуальной среды исчезает ее информативность и красочность, что приводит к нарушению нервных процессов в центральной нервной системе, вызывает дискомфорт и агрессивность.

Комфортной средой для человека является в первую очередь естественная, в которой он сформировался как вид. В такой среде все механизмы зрения работают в оптимальном режиме, т.к. при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале глаз всегда найдет достаточное число элементов для фиксации. При остановке глаза на каком-то элементе амплитуда саккад уменьшается до минимума. Человек отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это означает, что и автоматизация саккад работает с предпочтительной ориентацией и присущей ей интервалом. В таком же оптимальном режиме функционируют и фоторецепторы сетчатки глаза, и бинокулярный аппарат – изображения, поступающие от правого и левого глаза, легко сливаются в единый образ в коре мозга.

Главное в архитектуре – гармоничное соответствие всего построенного пейзажу. Она должна быть естественным продолжением ландшафта.

Комфортную видимую среду можно сформировать, только объединив усилия самых разных специалистов, используя всю палитру доступных средств – градостроительных, архитектурных, ландшафтных и т.д. Так, один из самых распространенных градостроительных приемов – строительство городов вдоль водных артерий. Река не только снабжает город водой, помогает решать транспортные проблемы, но и служит одной из главных «разгрузочных точек» для устранения дискомфорта, связанного с урбанизацией.

Объемная архитектура должна быть многогранной, красочной и гуманной. Благоустройство не должно носить формальный характер. Кроме качественного мощения, малых архитектурных форм, освещения, единичных деревьев, формальных газонов и клумб города, нуждаются в активном озеленении, заключающемся в ампельном, вертикальном и озеленении крыш. Благодаря этому видовое восприятие города будет благоприятным с различных уровней и точек.

Гармония искусственных и естественных форм должна быть органичной, направленной на создание комфортных условий для жизни человека. Недаром сейчас многие жители городов стараются переселиться в пригородные коттеджные поселки, чтобы насладиться свежим воздухом и обилием естественных красок окружающей природы, не затронутых уровнем урбанизации.

Литература

1. Филин, В. А. Архитектура как проблема видеоэкологии / В. А. Филин ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. – М. : [б. и.], 1990. - С. 119-123.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100