Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 24 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
УСАДЬБА КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКОВ.
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Т.В. Шумилкина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

В наследство от богатейшей русской усадебной культуры нам достались многочисленные архитектурные ансамбли. Они разбросаны по всей России, но, к сожалению, большинство из них безвозвратно утеряно.

Возникновение усадебного искусства относится к последней трети ХVIII- первой половине ХIХ веков. Культуру этого периода, по словам академика Д.С.Лихачева, можно назвать усадебной. В классическом понимании жизнь русской усадьбы продолжалась около века, с момента принятия манифеста о «вольности дворянства» в 1762 году и постепенно стала перерождаться после принятия другого манифеста 1861 года «об освобождении крестьян». Всего за век на огромных пространствах России возникла новая культура, особенностью которой, по словам Д.Швидковского, стало соединение столичного великолепия с сельской свободой.

Масштаб этого явления настолько велик, что до сих пор писатели, философы, художники и ученые вновь обращаются к этому особенному художественному и культурному миру русской усадьбы и ее обитателей. Поэтому вполне закономерно можно назвать усадьбы синтетическим явлением в русской культуре, изучение которого включает в себя несколько уровней. В данной статье мы коротко остановимся лишь на некоторых их них:

- культурологическом;

- историческом;

- архитектурном (включая садово-парковое искусство).

В статье делается попытка проанализировать основные составляющие перечисленных уровней, рассматривая их с позиции неразрывной взаимосвязи.

Усадьбу следует рассматривать как культурное явление, которое в литературе часто называют «дворянское гнездо» или «культурное гнездо». Построенные дворянами на обширных просторах России усадьбы становятся культурными центрами, в которых владелец устраивал свой мир по своему разумению. Каждая усадьба становилась воплощением представлений владельца об идеальной, естественной жизни на лоне природы. Таким образом, культурологический уровень следует рассматривать с точки зрения сосредоточения в усадьбах богатых дворян и помещиков культурно-художественной жизни. Усадьба становится тем центром, где реализуется в полной мере романтический идеал эпохи – жизнь как художественное творчество, как исключительно эстетическое восприятие действительности. Исследователи дали этому общественному явлению очень характерное определение – «домашний романтизм». Каждая усадьба, каждое дворянское гнездо становится как бы домашней Академией художеств. Музицирование, занятия поэзией, писание эстетических трактатов, коллекционирование редкостей и произведений искусства, практическое участие в ландшафтном обустройстве - вот неполный перечень занятий обитателей усадеб. Этот процесс, который исследователи называют «отзеркаливанием культуры столицы», был обусловлен желанием владельца усадьбы построить свой мир по образу и подобию столичной культуры.

Интерьер домов также повторял богатые столичные дворцы с золоченой мебелью, обилием произведений искусства, библиотекой и музыкальными инструментами. Обязательной была также картинная галерея с портретами царствующих особ и семейными портретами.

Со времени правления Петра Iвсе русское общество было заражено театром. Поэтому неотъемлемой частью усадебной жизни становились театральные представления. Театр проникал во все сферы жизни, даже в садово-парковое искусство, где пространство парка также пытались построить с использованием театральных эффектов.

Рассматривая усадебную культуру с точки зрения ее исторической составляющей, следует отметить, что большинство усадеб связано с именами замечательных деятелей искусства и науки. Самые известные: Ясная Поляна, Пушкиногорье, Мураново, Клин, Мелихово, Абрамцево, Шахматово и другие. Сколько удивительных произведений музыки, литературы, научных открытий и философских откровений было рождено в тени усадеб! В этом понимание усадьбы как уникального места, где развивалась художественная и научная мысль, создавались шедевры искусства. Усадьбы дали почву для развития чувств и ума целой череде творческих личностей, неповторимых натур. Общеисторический аспект в изучении усадеб представляет собой тот глубочайший пласт деятелей культуры, науки и искусства, который связан с атмосферой усадебной жизни. По словам И.Бунина, «Я родился полвека назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе». Такие слова с полной искренностью могли бы повторить Н. Гумилев, А.Блок, И. Аксаков, А.Тютчев, И.Тургенев и др. В ХХ веке этот список пополнили В. Поленов, Н.Рерих, М.Врубель, В.Васнецов.

В этой связи Д.С.Лихачев, говоря об усадьбах, отмечал, что это сфера «исторического времени, сфера воспоминаний, поэтических ассоциаций. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная ».

Говоря об архитектурной составляющей проблемы изучения усадеб, следует отметить, что большинство из них построено в стиле классицизм. При этом само усадебное строительство повлияло на формирование стиля, который развивался в России в 1760-1840-е годы. Широкое строительство дворянских усадеб позволяло проявиться творческой индивидуальности зодчих, наиболее органично связать архитектуру с природным окружением. Под Москвой, С.Петербургом и в Поволжье творили такие мастера, как В.И.Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, И.А. Львов, В.П. Стасов и др. Некоторые проекты создавались безвестными мастерами в подражание великим зодчим, но и они отличались оригинальностью планировки, взаимосвязью с рельефом местности и окружающим пейзажем.

Усадьба строилась, как правило, на берегу реки или пруда, что создавало великолепные виды из окон барского дома. Обычный состав усадебных построек определялся хозяйственным и культурным укладом жизни их хозяев. Обязательными усадебными постройками были: господский дом со службами, хозяйственные строения, парковые павильоны и, как правило, церковь. В соответствии с принципами классицизма чаще всего использовали симметричную палладианскую систему с парадным въездом и двором. Позади главного дома, как правило, располагался сад.

Строгие формы главного дома, украшенного классическим фронтоном и портиком, подчеркивались более низкими флигелями, образующими пространство внутреннего двора. Это придавало облику усадьбы торжественный, представительский характер. Дома богатых подмосковных усадеб по составу помещений не уступали городским дворцам. Это были симметричные здания с анфиладной системой роскошно декорированных помещений, с обилием произведений искусства.

Сама усадьба как бы вырастала из окрестных полей, реки, леса и лугов. Она жила вместе со сменой времен года. Говоря о парковом искусстве в системе усадебной культуры, можно сказать, что это было воплощение гармонической связи просвещенной личности с природой. Классический стиль здесь плотно смыкался с романтизмом и любовью к сентиментальности. Поэтому обязательными были места для уединения, чтения и любования красотой. А многообразие различных неожиданных поворотов создавали ту театральность, которая вызывала все новые чувства и еще больший интерес к познанию природы .

Д.С. Лихачев в одной из своих статей писал, что «садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств». Столь высокое назначение парка установилось в культуре ХVIIIвека, что было прямым следствием мировоззрения этого времени, в котором основой всего считалось чувство. Парк стал своеобразной колой эстетических чувств, он возвышал душу, формировал любовь к порядку и гармонии.

Органичная связь усадебной композиции с характером русской природы была прослежена при разработке методов и приемов создания «натурального» парка крупнейшими теоретиками садово-паркового искусства конца ХVIIIвека А.Т.Болотовым, Н.А.Львовым, И.Осиповым. Парк был предметом гордости хозяина усадьбы, поэтому желание сделать лучше, чем у соседа, заставляло следить за литературой по садоводству, наиболее популярной из которой были труды А.Т.Болотова. Лучшим средством при создании парка, считал Болотов, является определение его индивидуального художественного облика в зависимости от «местоположения и обстоятельств». Самым правильным он считал «натуральную планировку», т.е. разумное применение различных элементов в зависимости от их назначения, особенностей рельефа, а также исторически унаследованной ситуации.

Если усадьбы Западной Европы в большей степени связаны с «возделыванием» природы, то в России это именно «пребывание» в природе. И это создает свое уникальное мироощущение усадебной культуры. Свойственные стилю барокко абстрактные композиционные приемы со временем были противопоставлены идеалу освобождения природы, воспевания ее естественной красоты, желанию увязать архитектурно-парковый комплекс с природным окружением. Главный дом, зачастую, становился основной композиционной осью парка, а из парка организовывались визуальные связи с окружающим природным ландшафтом.

Так, в эпоху классицизма стали формироваться пейзажные парки, построенные по образу естественной природы, обеспеченной постойной сменой световых и цветовых контрастов, а также чередованием закрытых и открытых пространств. Продуманно, с учетом формы кроны и цвета подбирался ассортимент древесных пород. Важным элементом, обогащающим структуру парка, был водоем. Общий композиционный замысел подчеркивался архитектурно-декоративными элементами. Парковые павильоны, беседки – ротонды, искусственные руины, гроты, мостики, обелиски, скульптура неожиданно открывались по ходу движения по основным дорожкам парка, которые были ориентированы на наиболее важные и интересные участки парка. Зачастую они замыкали визуальные перспективы, подчеркивая тем самым связь природы с архитектурными объектами.

По словам Д. Швидковского, если в архитектуре классицизм в России все же сохранял определенную нормативность, то в ландшафтном усадебном искусстве обреталась истинная свобода. Русский парк оказался «свободнее» английского, где «декларировалась» естественность и подражание природе. При этом русские сады второй половины ХVIII– начала ХIХ веков включали в себя и живописную композицию «английских» садов, и регулярные фигуры, уходящие ко временам барокко. Эти особенности русского парка вместе со своеобразием архитектуры и удивительным сочетанием с окружающим ландшафтом создавали тот уникальный феномен в русской культуре, который до сих пор привлекает к себе внимание исследователей.

В заключение можно сделать вывод о том, что изучение проблемы русской усадьбы как синтетического явления в культуре России последней трети ХVIII– первой половине ХIХ века, остается неиссякаемым источником нового в исследовании проблем архитектуры, садово-паркового искусства, культурологических и исторических аспектов.

 

Литература.

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учебник. В 2 т. Т. 2 / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. - М. : Владос, 2002. - 400с.

2. Лихачев, Д. С. Поэзия садов : К семантике садово-парковых стилей : Сад как текст / Д. С. Лихачев. – М. : Согласие, 1998. – 470 с. : ил.

3.Швидковский, Д. Усадьбы старые таинственной Руси / Д. Швидковский // Наше наследие. - 1994. - № 29. - С. 30.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100