Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 14 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ ГОРОДСКИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Е.В. Гуськова

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Определение ожидаемого состояния окружающей среды в результате предполагаемого ландшафтного преобразования должно способствовать наиболее эффективному выбору средств ландшафтного дизайна. Выход из современного состояния, характеризующегося психологическим неприятием архитектурной среды новых районов, устранение психологического дискомфорта, возникающего у человека в процессе восприятия городской среды с маловыразительным или многократно повторяющимся набором элементов, составляет эстетический смысл ландшафтного дизайна. Противопоставление «безликой», «холодной» среде выразительного городского пространства за счет функционально осмысленного и композиционно оформленного включения элементов искусственной природы позволяет преодолеть фактор отчужденности человека от природы в городе, снять ощущение определенной враждебности городской среды.

Синтез архитектуры, живописи и скульптуры, музыки и театрализованного действия является мощным средством воздействия на психику человека, являющегося не пассивным созерцателем, а участником действия, удовлетворяющего его тягу к красоте, к возвышенному, к самоочищению.

Фредерик Ло Олмстед (FrederickLawOlmsted) считает, что одна из главных целей всего того, что сделано в парке, всего паркового искусства состоит в том, чтобы оказывать влияние на разум человека, обращаясь к его воображению:«Капризы,эмоции, привычки, целая жизньопытов – всеиграет в формах, структуре,расположении ипрограммировании сада».

Предметы внешнего мира, с которыми сталкивается человек, непосредственно воздействуют на его органы чувств, прежде всего на зрение. Зрительные ощущения дают людям возможность свободно ориентироваться в пространстве, познать его и переделать в своих интересах.

Эмоциональная реакция объясняется тем, что формы, очертания, пропорции предметов связаны с человеческими представлениями о покое и движении, об устойчивости и неустойчивости, о взлете и падении, о легкости и тяжеловесности.

Чаще всего впечатление возникает при восприятии чего-либо нового и, как правило, в связи с этим эмоционально акцентировано. Прочность этого восприятия определяется интенсивностью эмоции, с которой приходит информация.

На современном этапе развития искусства при освоении городских открытых пространств этим «новым» является современная скульптура. Практика чистой формы занимает определенную эмоциональную составляющую ландшафтного искусства при рекреационном освоении пространства. Расширение диапазона пластических средств и использование новых материалов: нержавеющая сталь, алюминий, медь, винил, полиэстер и цемент в комплексе с электрическим светом и лазерами существенно повышают эмоционально-психологическое воздействие на человека. В то же время пластическое искусство способно гуманизировать пространство и воспитывать чувство общности между природой и человеком.

Характерным примером повышения эмоционально-психологического восприятия ландшафтной пластики может послужить не традиционный парк скульптуры на безлюдных островках Норланда в Норвегии. Реализовывался этот грандиозный проект, получивший название ArtscapeNordlandс 1988 года. Тридцать три художника из 18 стран, принявших участие в проекте, решили изменить ландшафт целого региона страны – отсюда и название, где традиционное landscape, то есть ландшафт природный, заменено на artscape– ландшафт художественный. Проект этот весьма своеобразен: он реализован в диалоге с ландшафтом и со зрителем. Скульптура, помещенная в ландшафт, точнее, созданная именно для этого места, не только с ним взаимодействует, но даже активно меняет его, а зрителя заставляет задуматься о нем. Причем этот «новый» ландшафт постоянно видоизменяется под влиянием света, смены дня и ночи, смены времен года. Ценность созданных для проекта произведений заключена в визуальном поле, которое активизируется автором, пользующимся острой формой, игрой с материалами, масштабом, ритмом, цветом и смысловыми нагрузками. Прослеживается тема взаимодействия искусства и природы. Произведения отражают разнообразные художественные подходы к природе, а так как каждый из нас несет свое понимание пейзажа и его символического значения, то восприятие произведений сугубо индивидуально.

Восприятие окружающей среды эволюционно развивалось вместе с человеком. Возможно, с этим связана привлекательность для большего числа людей полуоткрытых пространств, обеспечивающих защиту, с одной стороны, и возможность обзора, с другой, то есть контролирование окружающего пространства. Скорее всего, это обусловлено развитием человека как вида на ранней стадии освоения им экологической ниши, то есть в период прямой зависимости от окружающей среды. «Исходная среда человека – всхолмленные берега озер и рек, для нас до сих пор самый приятный ландшафт – слабовсхолмленный, где деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, а вблизи есть река или озеро» (И. Воскресенский). Эта закономерность была замечена и используется в градостроительстве при устройстве рекреационных зон.

Наряду с этим природная среда, в которой идет формирование человека, запечатлевается им с детства и становится «родной».

Другое условие формирования психо-комфортности окружающей среды, «комфортного пейзажа» – «место, где мне было хорошо», – связано с личным опытом каждого.

В таком случае можно сказать, что не только пейзаж в целом, но и отдельные компоненты окружающей среды, будут также носителями природной комфортности.

Для снятия психо-эмоционального напряжения, вызванного постоянным прессом техногенного воздействия, традиционно используются как сами природные комплексы (ландшафтотерапия является одним из важных элементов курортологии, эстетотерапии, профилактики психосоматических заболеваний), так и изображения природных объектов, звуки природы (шум дождя, пение птиц, журчание ручья и т.д.). Но невозможно переоценить положительное влияние на психо-эмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется комплексное воздействие через все органы чувств.

Попыткимногих исследователей идентифицировать свойства визуальной среды, оказывающие наибольшее воздействие на психику, не дали пока однозначного ответа. С точки зрения одних, существенной является степень эстетической привлекательности (beauty of natural landscape). Другие делят восприятие среды на шкалы: таинственность (mistery), сложность (complexity), стройность отдельных элементов (conerence), степень детализации (legebiliti) ландшафта. В ряде работ можно найти другие точки зрения.

Психологический анализ воздействия окружающей среды должен проводиться в непосредственном с ней контакте. На этой основе летом 1998 года на территории заповедника «Чазы» проводилась эколого-валеологическая экспедиция. Участниками были красноярские школьники возраста от 11 до 15 лет. Целью экспедиции являлось изучение природных объектов и явлений, преодоление антропоцентрического отношения к природным объектам, индивидуальное развитие и личностный рост участников экспедиции. Детская экологическая экспедиция – комплексная, интенсивная форма образования, проходящая в условиях естественной среды в рекреационном контексте.

Выбор места для проведения экспедиции также не был случайным. Озеро Улуг-Коль – горько-солёное, с комплексом лечебных грязей, расположено в стороне от освоенных районов. Озерную котловину окружают степные, слабоволнистые равнины с невысокими структурными грядами. Ощущение зрительного комфорта создаётся закрывающей горизонт горной грядой со сглаженными вершинами с одной стороны, а невысокий склон (у подножия которого был разбит лагерь) закрывал от ближайшей деревни. Для ребят - жителей города, расположенного в долине, окруженной невысокими горами, подобная «защита» места лагеря ассоциировалась с привычным, «родным» пейзажем и поэтому была более «комфортна», чем просто равнинная местность.

Материалом для анализа психо-эмоционального состояния послужили рисунки детей как проективные, так и спонтанные. Использовались методики «несуществующее животное», «друг-враг», «автопортрет», «нарисуй свое настроение».

Природа сама по себе является основным рекреационным пространством, в котором человек ищет разнообразия среди «мертвой» природы города. Ландшафт пойменных территорий привлекателен для этих целей в большей степени, так как внутри этого природного «пространства» есть еще и ландшафтное разнообразие естественного характера, которое в большей степени влияет на эмоциональное восприятие человека и благотворно отражается на его психологическом состоянии:

- пластика рельефа – разнообразие высотных отметок;

- водные пространства - вода может вызвать целый фейерверк эмоций: любопытство, удивление, замешательство, любовь;

- озелененные территории – богатство и специфичность растительного «покрытия».

Живописность ландшафта, меняющееся во времени разнообразие красок, аромат цветов, шелест листьев благотворно действуют на психологическое и физическое состояние человека, его настроение и нервную систему, способствуют созданию комфортных условий жизни человека в городе.

Задачей ландшафтного архитектора является создание особого, неповторимого настроения, и, переходя от пейзажа к пейзажу, понимаешь, что этот «сад» изменчив, как изменчива сама человеческая жизнь. Чтобы в любом настроении и в любом возрасте человек мог найти здесь уголок, дарящий радость.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100