Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
21 сентября 2021 года, 4 часа 50 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
CОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ИСКУССТВЕННОМ ОСНОВАНИИ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Е. А. Страхова, Т. В. Киреева

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет 

 

Общественные пространства –места встреч и общения людей, где идёт социальное, экономическое, экологическое взаимодействие горожан независимо от их желания. В современном градостроительстве они стали важным инструментом развития городов.

В историческом центре города становится трудно создавать новые общественные пространства, но использование склонов, оврагов, балочных территорий («неудобия») может решить эту проблему.Отсутствие комплексного и генерального плана использования земель со сложным рельефом приводит к тому, что осваиваются только отдельные локальные участки.

Одной из особенностей Нижнего Новгорода стало то, что исторический и деловой центр города, многие вузы расположены на сравнительно небольшой территории. В праздники здесь проводят концерты и митинги, в будни приезжает много людей на личных автомобилях. Чувствуется потребность в сохранении существующих зданий и в постройке новых, в организации автостоянок.

Для решения проблемы нехватки территории можно использовать уже освоенные участки. В центре города большие площади склонов холмов остались незадействованными в застройке.

Уже в середине прошлого века в Германии, Франции, Англии, США, Голландии появились проекты использования подземного пространства. Это позволило на одной территории размещать парки и скверы, торговые центры, станции метро и пригородных поездов, коммунальные и складские объекты, автостоянки.

К сожалению, в России пока не так много примеров освоения территорий не только «в ширину», но и «в глубину».

В Нижнем Новгороде подземное пространство осваивается мало, в основном это подземные пешеходные переходы, частично используемые под розничную торговлю, и станции метро. Удачным примером является подземный гараж с благоустроенным сквером на Звездинке. Другой пример – подземная парковка под площадью Ленина. Здесь на поверхности выполнено только благоустройство территории в виде открытой парковки, установлен памятник Ленину.

Важным этапом в развитии общественных пространств стало развитие торговых центров. Подземные торгово-развлекательные комплексы решают проблему крупнейших исторических городов –сохранение культурно-исторической среды городской застройки наряду с постоянно растущей потребностью в новых торговых площадях.

В центральной части Нижнего Новгорода существующая овражно-балочная система практически исключена из рекреационного использования. Например, Почаинский овраг, находящийся у улицы Большой Покровской, не имеет какой-либо функции. Овраг оказался разделён на две части улицей Добролюбова.

Для проектирования торгово-развлекательного комплекса с наземным парком на искусственном основании выбран неблагоустроенный участок от улицы архитектора Харитонова до улицы Добролюбова. Он находится у главной улицы города, просматривается от Кремлевского бульвара.

Одним из востребованных типов отдыха горожан стал шопинг, когда можно на целый день выехать в торгово-развлекательный комплекс. Но сочетая этот комплекс с парковой зоной на крыше и автостоянкой в подземной части, можно получить новый вид общественного пространства. В подземном пространстве комплекса располагаются помещения, не требующие естественного освещения: кинотеатр, кафе, клубы, ниже расположены торговые залы, под ними – парковки и загрузка комплекса. На нижней отметке располагаются автостоянки, инженерные коммуникации убраны в подземные коллекторы.

Подобный ТРК выходит за рамки традиционной типологии зданий, выполняет новые функции: коммуникационную, коммуникативную, транзитную, сочетает особенности интерьера и открытой городской среды.

Территория в 11 га, выбранная для проектирования, потеряла свою рекреационную функцию. Насаждения неухожены, а летом часть территории превращается в свалку бытового мусора, зимой вдоль бровок оврага остаются тропинки вместо широких дорожек.

Склоны оврага и то, что он практически выпал из использования для рекреации, делают его отличной площадкой для создания подземного комплекса с общественным пространством на крыше. По проекту склоны оврага выполаживаются и укрепляются от оползней. Входы в подземный комплекс организуются на перепадах уровней парка. Подземный комплекс частично будет освещаться за счёт зенитных фонарей, имеющих форму полусферы.

Дорожки организованы таким образом, чтобы можно было быстро пройти от одной границы оврага к другой или прогуляться по парковому пространству. Сад на искусственном основании создается за счет газонов, цветников и компактной посадки древесно-кустарниковой растительности в специальные емкости. Посадочные контейнеры с деревьями располагаются над несущими колоннами подземного сооружения. Газоны и цветники устроены на особом основании, которое включает в себя гидроизоляцию и материалы, препятствующие прорастанию корней в глубину.

Привлекая посетителей в парк, кино и торговый центр, нужно обеспечить их автостоянками. Следует учитывать, что в выходные дни количество посетителей будет больше, чем в будни. При этом освобождаются занятые в рабочие дни автостоянки у здания суда, у банка на улице Харитонова и по улице Добролюбова. В Университетском переулке созданы новые парковочные места.

Создание сложного комплекса в Почаинском овраге позволит увеличить используемую площадь в 2,6 раз. Это новый тип общественного пространства, еще не характерный для нашего города, но часто встречающийся в других странах. Этот проект решает следующие проблемы города: сохранение зелёных насаждений и улучшение их качества; создание нового центра притяжения посетителей; при этом нагрузка на существующие автопарковки не возрастает.

Общественное пространство на крыше комплекса – новое место для общения людей. Есть возможность просто гулять, сидеть небольшими компаниями – что важно, так как рядом расположено несколько вузов, откуда приходят студенты. Это новое, непривычное для нашего города предложение.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100