Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 04 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
«ПРОВОКАЦИОННАЯ» КОНЦЕПЦИЯ САДА БЕРНАРА ЧУМИ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

М. В. Скопина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет 

 

Во второй половине ХХ века экономические, политические и социальные проблемы оказали значительное влияние на развитие садово-паркового искусства. Усложнился сам «диалог» человека и природы, который прежде всегда мыслился как гармония.

В 1980-х годах ХХ века в архитектуре формируется течение деконструктивизма, в духе которого был создан парижский парк Ла Виллетт. Если раньше для сада выбирали определенное место, пытаясь органично вписать его в окружающую среду, то для Бернара Чуми, архитектора парка Ла Виллетт, место – скорее чистая страница, которую можно заполнить содержанием, не обращая внимание на контекст.

В своей программе парка Ла Виллетт Бернар Чуми провозглашает отход от структуры традиционного парка.Эстетика садов периода романтизма, к которой восходят все современные парки, предусматривала неторопливый променад и созерцание объектов, вызывающих «возвышенные» размышления (руины, кенотафы, и т.д.). Сад рассматривался как коллекция скульптур, создавался как «серия последовательно организованных картин» либо представлял собой коллекцию архитектурных монументов.

Б. Чуми порывает с этой эстетикой. По мнению Чуми, современный парк не может больше быть «убежищем», «моделью утопического мира в миниатюре» [1]. Напротив, он должен отвечать потребностям городского сообщества. Вместо того чтобы исходить из визуального, из будущего вида парка, архитектор исходит из социальной структуры города, в котором расположен парк. Бернар Чуми говорит прежде всего об организации функций и событий, другими словами, о принципе функционального зонирования. Это восприятие сада акцентирует роль его архитектурных элементов.

Размещая в своем саду многочисленные павильоны, архитектор осуществляет через «точки интенсивности» функциональную программу парка, где проходят выставки, концерты, показы фильмов под открытым небом.В целом, система «фоли» размещается без учета какого-либо исторического или культурного контекста.Термин «фоли» заимствован из живописи и означает «всякое строение, изображаемое в живописи».Распределение «фоли» уже не подчинено географическому или историческому принципу: они уступают свое место комбинаторике и соположению. В отличие от «фоли» романтических садов, фрагменты у Чуми являются автономными, «перекомбинируемыми согласно серии перемещений, в которых правила являются близкими математике или логике» [2].Распределение «фоли» у Чуми имеет в качестве теоретической модели рассеивание смысла, описанного французским философом и теоретиком литературы Жаком Деррида.

Речь идет, прежде всего, о валоризации формальной и комбинаторной стороны в противовес семантической. При таком подходе город и ландшафт больше не противопоставляются. Парк Чуми является «одним из самых больших строений, когда-либо создававшихся» (именно строений), элементы которого порывают с историческим, географическим или биологическим порядком.

 

Литература

 

1. Tschumi, Bernard. Le parc du vingt et unième siècle, in Jardin et paysages/ Bernard Tschumi. –554 p.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100