Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 47 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ТОПИАРНЫЕ ФОРМЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ УСАДЬБАХ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Ю. С. Тюрина, М. А. Коровина - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Топиарное искусство возникло в глубокой древности как способ изменения естественной формы кроны, придания ей необычных, порой очень затейливых очертаний, было распространено в Древней Персии, затем в Египте, откуда было заимствовано Древним Римом, и дошло до нас как атрибут аристократических парков Франции и Англии.

В современной России исторические усадьбы являются уникальным явлением в истории и культуре. Историко-культурная ценность усадеб, связана с тем, что они сохраняют следы материальной и духовной культуры общества, связаны с реальным историческим прошлым. Каждой из усадеб присущи индивидуальные черты функционально-планировочной и композиционно-пространственной организации.

Вторая половина XVIII– начало XIXвека – являются «золотым веком» русской усадебной культуры. В этот период большое распространение в оформлении загородных резиденций дворян получает регулярный стиль. Яркими примерами являются сохранившиеся до наших дней крупнейшие усадебные комплексы г.г. С. – Петербурга (Петергоф) и Москвы (Останкино, Кусково, Архангельское). В русских парках мы можем увидеть живые изгороди из боярышника, кизильника блестящего, стриженые липы с кронами в форме параллепипеда, куба, шара, тую западную конусообразной и шарообразной формы, а так же комбинированные многорядные и фигурные живые изгороди.

В связи с этим при реконструкции усадебного комплекса граф. Шереметевых в поселке Юрино республики Мари–Эл, который является объектом дипломного проектирования, в оформлении регулярной части предлагается использовать топиарные формы тех времен, что поможет воссоздать в наполовину утраченной усадьбе дух прошлой эпохи. С их помощью можно создавать многоплановые архитектурные композиции, декорировать ограждения, хозяйственные постройки. Стриженные живые изгороди могут делить территорию на функциональные зоны, создавать перспективу, подчеркивать и дополнять различные композиционные элементы. Стриженые растения выполняют не только декоративную функцию, но и защищают от ветра, неблагоприятных явлений природы, задерживают снег и изменяют микроклимат на участке. Кроме вышеперечисленного можно отметить фактор неугасающего интереса к топиарным формам, как к предмету высокого садово-паркового искусства.

Территория усадьбы граф. Шереметевых ранее занимала площадь более 60 га. В настоящее время значительная её часть застроена. Наполовину утрачена регулярная часть, площадь которой на сегодняшний день всего около 4 га. Но, несмотря на это, стриженые изгороди и кустарники правильной геометрической формы должны занять свое место, контрастируя с живописными существующими насаждениями.

При создании топиарных форм на территории усадебного комплекса прежде всего нужно продумать идею живой скульптуры, ее сюжет, общую композицию и фон. Варианты неисчислимы: вечнозеленая колонна, спираль, пирамида с четкими гранями из туи западной, разноцветные шары из пестролистных кустарников, вензель, фигурная изгородь. Одним из непременных условий при их проектировании является так называемое «попадание в стиль», чтобы создаваемая форма подчеркивала особенности территории.

Наиболее органично в окружающее пространство усадьбы впишутся разного рода живые изгороди: однорядные и многорядные, шпалерные изгороди, бордюры, живые изгороди из лиан, арочные конструкции.

Для создания топиарных форм подбирают растения с мелкими листьями; с достаточно плотной кроной; медленно растущие; способные образовывать поросль внутри кроны, т.е. теневыносливые; с большим числом спящих почек на стволе. В странах с мягким климатом основные породы деревьев и кустарников для топиарных форм – самшит, тис, лавр благородный, которые, к сожалению, невозможно использовать в средней полосе России. Поэтому для данной усадьбы рекомендуется ассортимент представленный более зимостойкими видами или зимующими под снежным покровом: кизильник блестящий, барбарис, боярышник, вяз мелколистный, ива, ель обыкновенная и колючая, туя западная, липа мелколистная, клен гиннала, самшит вечнозелёный.

Оформление усадьбы предполагает использование широкого спектра растений, но характерный облик стилизованному ландшафту придают именно стриженые регулярные формы. Почти обязательный элемент "помещичьей" усадьбы – липовая аллея, соединяющая главные ворота с крыльцом или огибающая дом. В просторном "дворцовом" парке вертикальными акцентами становятся шаровидные клены, стриженые липы, крупные экземпляры туи, высокоштамбовые боярышники. Гигантский липовый "зонтик" уместен над мощеным патио.

Так же в дворянских усадьбах широкое распространение получили различные садово-парковые конструкции:

– пергола – деревянная или металлическая конструкция, увитая лианами. Исторически пергола – принадлежность исключительно регулярных парков, поэтому в данном случае при оформлении территории усадьбы она будет очень кстати. В переводе с итальянского "пергола" означает "навес". Состоит она из столбов, решеток, боковых и поперечных перекладин. Каждый элемент может иметь свой рисунок, форму, размер. Он выполняется из самых разных материалов – дерева, металла, пластика. Чтобы пергола зазвучала, по ней должны заструиться лианы – быстрорастущие вьющиеся многолетние растения.

Зачастую перголы бывают довольно вместительными, особенно в исторических парках. Они могут представлять собой открытые зеленые террасы, а то и вовсе тянуться над дорогой, создавая игривую кружевную тень и давая пешеходу возможность любоваться пейзажем сквозь свои резные бока.

– берсо – деревянная или металлическая конструкция, обсаженная древесными растениями. Для создания берсо лучше всего подходят липы. Саженцы высаживают рядами по обеим сторонам дорожки, предварительно установив там полукруглые опоры (деревянные, проволочные каркасы), соединенные сверху продольными направляющими. По мере роста деревьев их ветви оплетают каркас и образуют свод. В местах пересечения берсо устанавливают деревянные беседки. Для сохранения формы им необходима регулярная стрижка.

Незаменимый атрибут в оформлении регулярных парков живая изгородь – своеобразный зеленый забор из сплошного ряда кустарников или деревьев. Она бывает формованная и неформованная (свобод но-растущая).

По высоте живые изгороди делятся на три типа:

Живые стены (высота более трех метров). Обычно их высаживают вдоль границ участка. Для этих целей подходит большинство древесных пород, поддающихся стрижке и дающих густое ветвление: ель, граб, боярышник, груша, яблоня и др.

Живой забор (высота от полутора до трех метров). Наилучшими для них являются теневыносливые породы с относительно медленным ростом, хорошей ветвистостью и густой листвой. Для зеленого забора, превышающего высоту 1,5 м лучше всего использовать тую, боярышник, облепиху, калину, сирень, шиповник или жасмин. Чуть ниже получится ограждение из барбариса, бересклета, бирючины, жимолости, караганы древовидной, малины, спиреи, розы морщинистой.

Одним из интереснейших видов оформления регулярной части усадьбы является сочетание топиарных форм и цветочного оформления.

Бордюры (до метра) - низкая зеленая изгородь, используется для выделения узоров в цветниках, создания обрамления дорожек и лужаек. Бордюры создаются из низкорослых, густоветвистых, медленнорастущих пород. Бордюры могут быть формованные из барбариса, бересклета японского, некоторых видов жимолости, кизильника блестящего, самшита или свободно растущие из айвы японской, вереска, эрики, магонии падуболистной, смородины, спиреи японской и др. Ширина бордюра обычно не превышает 
30 см. Живые изгороди пластичны, и при определенных затратах труда и времени, позволяют создавать самые разнообразные декоративные садовые формы. Кронирование кустарников и деревьев ведётся с учетом биологических особенностей растений. Для теневыносливых пород (тис, можжевельник, ель обыкновенная, липа мелколистная, дерен) рекомендуется прямоугольная форма. Более светолюбивые оголяются снизу. Своими четкими, геометрически правильными контурами изгороди придают участку оптическую завершенность. Трапециевидная и треугольная формы, с наклоном боковых сторон под углом 70-80 градусов, оставляют больше света для нижнего яруса – подходят всем породам. Округлая форма наиболее естественна для растений, но требует большого мастерства и опыта стрижки.

Если растение обитает в хороших условиях, если в свое время ему правильно сформировали крону и аккуратно стригли, то, даже достигнув изрядного возраста в несколько десятилетий (а то и в сотню лет), взрослое растение «по инерции» продолжает удерживать признаки топиарной обработки. Ради одного этого – то есть ради вечности в масштабе человеческой жизни – в воссоздании исторических парков стоит воспользоваться искусством живой скульптуры.

Если в 18-19 в.в. архитектурные формы древесных растений присутствовали главным образом в парковых насаждениях загородных вилл на западе и усадеб - в России, то на улицах современных городов топиарные растения занимают всё большее место. Их можно встретить в озеленении крупных столичных городов (Прага, Рим, Москва) и маленьких провинциальных городков и поселков. Топиарные формы являются украшением не только внутренних двориков (г. Рим), но и больших общественных пространств (г. Москва), где используются как простые по строению одноярусные и однопородные насаждения, так и сложные по структуре 2-3 рядные конструкции (г. Москва, Воробьёвы горы). Как правило, улицы городов имеют различные типы насаждений, где ведущими являются рядовая и аллейная посадка, которые более всего соответствуют регулярной планировке городского пространства и подчеркивают достоинства архитектуры. Регулярная посадка в свою очередь предусматривает строгую, лаконичную форму кроны, которую имеют многие виды деревьев, в том числе и представители аборигенной флоры, а под легким движением руки мастера они приобретают более строго очерченные контуры и привлекательную форму. Геометрически правильные и аккуратно подстриженные живые изгороди и рядовые посадки деревьев с аккуратно постриженными или формованными кронами (г. С.-Петербург, города Германии, Италии) поражают своей изысканностью. Кроме того, организация пространства с использованием топиарных форм дисциплинирует и поведение человека.

Топиарное искусство — искусство визажа в декоративном садоводстве. В современных городских насаждениях топиарные формы все больше привлекается в озеленение общественных территорий. Примером может служить пл. Советская в г. Нижний Новгород, где стриженные формы отвлекают причудливым затейливым рисунком и строгостью форм растений от повседневной городской суеты.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100