Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
21 сентября 2021 года, 4 часа 25 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
УСАДЕБНЫЙ ЛАНДШАФТ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Т. В. Шумилкина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Русская усадьба – уникальное явление, которое сыграло огромную роль в развитии садово-паркового искусства.

Расцвет усадебного строительства в России относится к XVIIIвеку, когда строительство усадеб становится не просто популярным, а превращается в страсть, охватившую все дворянство.

Сама усадьба в период второй половины XVIII- начала XIXвеков определяла весь культурный и духовный характер русской жизни. Русская культура в этот период всецело носила государственный характер. Даже привилегированная часть дворянства была до мелочей регламентирована. Указом о вольности дворянства 1762 года и последующими актами и реформами дворянам было предоставлено право уходить в отставку, покидать столицу и поселяться в своих поместьях. Это стало началом новой эпохи, а усадьба стала продуктом этой эпохи. За короткое время усадьба становится новой формой общественной жизни. С одной стороны, это было утверждение личной свободы дворянства, а с другой – это выразилось в культе просвещения, ориентации на красоту и изысканность в архитектуре и садово-парковом искусстве. Что же касается усадебных парков, то их следует рассматривать как уникальный природно-ландшафтный комплекс. Подобные уникальные комплексы во множестве существовали и в Нижегородской губернии. Принципы их построения в целом соответствовали общим тенденциям паркового искусства России.

Русские усадебные сады отличаются особой лиричностью, пространственной связью с природой и окружающим ландшафтом. Они удивительно соразмерны человеку [4]. При этом необходимо обратить внимание на ту огромную роль, которую играла собственно природа, т.е. окружающий ландшафт на формирование усадебного парка и всего ансамбля, включающего главный дом, вспомогательные службы, церковь и другие строения. Усадьба как бы вырастала из окрестных полей, леса, реки, а усадебный парк воспринимался как «прочитанная природа». Это было не просто собрание деревьев, это была среда обитания образованного хозяина. Органичная связь усадебной композиции с характером русской природы была прослежена крупнейшим теоретиком садово-паркового искусства XVIIIвека А.Т. Болотовым. В своем труде по разработке методов и приемов «Российского натурального сада» он отмечает, что главным при создании индивидуального художественного облика парка является использование местоположения, рельефа, т.е. «натуральной» планировки. А.Т. Болотов раскрыл художественные возможности включения в парк естественных лесных массивов, хвойных посадок, а также открытых полян и водных пространств [2].

По словам Д.С.Лихачева, «сады и парки –это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа». Но на разных этапах развития усадебного искусства отношение к природному окружению было различным. Взаимосвязь планировочной композиции усадебного парка и ландшафта сложилась в период XVIII-XIXвеков, и ее можно условно разделить на пять этапов.

1. Начало XVIIIвека (стиль Петровского барокко). Отношение к окружающему ландшафту было почти нейтральным, т.е. в усадебной композиции отсутствовала направленность на особенности местного ландшафта. Зачастую источником вдохновения при создании строгих парковых композиций служили не природные условия, а классические образы, созданные на полотнах знаменитых художников.

2. Середина XVIIIвека (Елизаветинское барокко). Возникновение элементов пейзажного, натурального парка, т.е. включение природных ландшафтных участков. При этом происходит использование в композиции регулярности и пейзажных картин. В частности, выход в пространство организовывался по главным аллеям, которые всегда были ориентированы на главный дом.

3. Конец XVIIIвека (классицизм). Это период расцвета усадебного строительства, в котором осуществляется полная связь с окружающим ландшафтом. Пространство раскрывается изнутри, создавая интересные видовые точки на окружающие природные картины или постройки. Используя особенности природного окружения, его уникальные элементы, создавались романтические или театральные картины, впечатление от которых усиливалось с помощью малых архитектурных форм.

4. Начало XIXвека (ампир). Для этого периода характерна ориентация на внутренний усадебный ландшафт. Общая пейзажная направленность парка дополнялась центральными аллеями и сложной дорожно-тропиночной сетью.

5. Середина XIX- начало XXвеков (эклектика, стилизаторство). Усадьбы этого периода, как правило, не очень большие. В них прослеживается преимущественное использование ресурсов природного окружения. В прилегающих лесах и рощах прорубались дорожки и аллеи, частично проводились незначительные подсадки деревьев.

Таким образом, очевидно, что уже к концу XVIIIвека сложился тот уникальный баланс, та неповторимая взаимосвязь природного окружения и садово-паркового ансамбля, которая нашла свое воплощение и развитие также в парковых ансамблях XIXвека. Безусловно, такая тесная взаимосвязь выразилась в нескольких композиционных приемах, которые были использованы в различных усадьбах в зависимости от их размещения в природном окружении.

Исследователь русской усадьбы Щукина Е.П. выявляет несколько основных типов построения усадебных композиций с точки зрения их топографии [6].

К первому типу относятся усадьбы с мысовыми композициями, расположенные на возвышенности с геометрически правильной планировкой плато и живописными склонами. Кульминацией в такой композиции является оконечность возвышенности, которая подчеркивается архитектурным акцентом. Примером такого расположения в Нижегородской области может стать уникальная по своему природному положению усадьба Приклонских-Рукавишниковых – Подвязье в Богородском районе.

Вторым типом рельефа, использованным в композиции усадеб, является холмистая возвышенность. Эта особенность также представляет большие потенциальные возможности в создании интересных видовых точек и композиционных доминант. Плавность очертаний холмистой местности, ритмичное повторение спокойных линий ландшафта создает ощущение покоя, умиротворенности и исключительной гармонии человека с природой. В Нижегородской области примером такого построения усадьбы можно назвать парки в усадьбах Ветошкино и Лукино Богородского района.

Третьим типом местности является полноводная река, на берегу которой располагалась усадьба. При этом усадебно-парковая панорама рассчитана на восприятие с реки. При этом возможны два варианта композиционного решения: главная ось проходит вдоль реки и главная ось перпендикулярна ей. Характерным примером первого варианта композиции может служить усадьба Галибиха на реке Ветлуге Воскресенского района Нижегородской области.

Четвертый тип усадьбы – расположение непосредственно у водного зеркала (пруд, озеро). Такие условия топографии создают композиционную направленность преимущественно на водное пространство, обеспечивая полноценное восприятие композиции усадьбы как со стороны водоема, так и с противоположной стороны. В Богородском районе Нижегородской области с использованием таких композиционных приемов построены усадьбы Лазарево и Кудрешки.

Безусловно, разнообразие природных форм не исчерпывается перечисленными вариантами, поэтому возможны и некоторые комбинированные приемы композиции. Но в целом эта классификация отражает общие закономерности и имеет большое значение для понимания проблемы взаимосвязи усадьбы с ландшафтом. Знание этих принципов может быть использовано в процессе проектирования или реконструкции старинных усадеб.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уникальный организм, который представляет собой русская усадьба, всегда существовал в единстве трех составляющих: времени постройки, топографических особенностей или особенностей ландшафта и архитектурно-планировочной композиции самой усадьбы. Последнее, как правило, носит более зависимый, т.е. детерминированный характер, поэтому так важно изучение каждой старинной усадьбы начинать именно с анализа времени ее постройки и тех первоначальных условий ландшафта местности, на которой она создавалась.

 

 

Литература

 

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учебник. В 2 т. Т. 2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Владос, 2002. – 398 с.

2. Вергунов, А. П. Садово-парковое искусство России (от истоков до нач. XX в.) / А. П. Вергунов, В. А. Горохов. – М. : Культура, 1996. – 430 с. : ил.

3. Лихачев, Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. – М. : Совет. Россия, 1984. – 71 с. – (Писатель и время).

4. Ожегов, С. С. История ландшафтной архитектуры / С. С. Ожегов. – М. : Стройиздат, 2003. – 232 с. : ил.

5. Русская усадьба : сб. о-ва изучения рус. усадьбы. Вып. 8 (24) / науч. ред.-сост. М. В. Нащокина, при участии М. Ю. Коробко, А. В. Чекмарева. – М. : Жираф, 2002. – 624 с. : ил.

6. Щукина, Е. П. «Натуральный сад» русской усадьбы в конце 18 века / Е. П. Щукина // Русское искусство 18 века. – М., 1973. – С. 110.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100