Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 25 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ «ГОРОД – ПРИРОДА» В ЕВРОПЕЙСКОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

А.В. Воронина

 

Докторант Университета Пьер-Мендес Франс 2,

Высшая государственная архитектурная школа Гренобля,

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Один из современных подходов в европейском осознании парадигмы «город-природа» определяется высказыванием французского философа, профессора Института урбанизма в Париже Тьерри Пако (ThierryPaquot), согласно которому «город стал нашей природой» [1], или городская среда и город как форма существования и формирования общества стали естественным, «природным» окружением человека. Город, урбанизированная среда для современного общества является непосредственной средой обитания и востребована человеком больше, чем естественное природное окружение.

Человек организует эту среду согласно своим требованиям и представлениям, культуре того общества, которое занимает определенную территорию, формируя «городской ландшафт». Определение, ставшее центральным в теории современного урбанизма, который в первую очередь сегодня ставит перед собой задачу решения экологических проблем. Именно поэтому понятие «городской ландшафт» стал предметом междисциплинарных дискуссий между архитекторами, урбанистами, экологами и ландшафтными архитекторами [2].

Являясь «объектом синтеза» [3], «городской ландшафт» отражает формации и изменения, происходящие в современном обществе. Для многих европейских городов природа и городской ландшафт сегодня являются постиндустриальными. Невозможность вернуться к природе до индустриального периода, даже при активном процессе деиндустриализации уже определена: «Если вначале основное движение международной выставки Эмшер парк (IBAEmscherpark) было направлено на «реконструкцию ландшафта», то по мере реализации проекта ландшафтного парка стало очевидным, что задача стоит не в том, чтобы вернуться к природе до индустриального периода, а скорее в том, чтобы организовать и придать форму этому ландшафту в соответствии с требованиями XXIвека » [4].

Согласно Тьерри Пако, утопии XXIвека, прежде всего, будут касаться экологии [5]. Современная озабоченность экологическими проблемами заставила задуматься о возможности наполнения городской среды природными элементами. Однако, какую природу необходимо сегодня интегрировать в города?

В городской среде человек способен осознать и создать природу, соответствующую его современным эстетическим представлениям о композиции и красоте, функциональным задачам и техническим возможностям. Как правило, это природа регулярная, хорошо организованная, или, в переводе с французского, «хорошо нарисованная» (bien-dessinée). Природа естественная, спонтанная, возникающая в городах на неиспользуемых или неблагоустроенных территориях, остается непонятой и невостребованной человеком.

Еще в начале XXвека размышления первых ландшафтных архитекторов Америки были направлены на поиск природных форм, востребованных горожанами. Согласно Доунингу (Downing),«природа, с которой жители городов ищут контакт, это не сельскохозяйственные земли и еще маловероятнее «настоящая» природа, но природа сгармонизированная, идеализированная, созданная только по средствам искусства мастерства и абстракции» [6]. Фредерик Лоу Олмстед, известный по проектам Центрального парка в Нью-Йорке и Парковых систем американских городов, разделял эту идею и говорил, что « природа также играет дидактическую роль. Природа и культура объединились в одной миссии «просветительской» [6]. Результатом этих размышлений и поиска природных городских форм стали общественные парки XXвека. Но могут ли эти формы соответствовать требованиям XXIвека? Какая «природа» и какие ее формы востребованы и проектируются в европейских городах сегодня, учитывая современный уровень развития технологий и общества?

Согласно Питеру Латцу, известному немецкому ландшафтному архитектору, «в мире, озабоченном экологическими проблемами, природа и технологии не могут более противопоставляться друг другу», «технологические процессы становятся элементами ландшафта, которые, замещая экологические функции, позволяют осознать архитектурные и городские формы»[7]. Примеры такой «экологической инженерии» [7], замещающей с помощью технологического прогресса биологические процессы, можно встретить во многих европейских городах. Например, открытый водоем с системой очистки технологической воды зданий комплекса Потсдамер-платц в Берлине [8]. Природные элементы все чаще стали интегрироваться не только в архитектурные объекты в виде садов очистки использованной воды, озеленения крыш и стен в качестве теплоизоляции и регулирования климата, а также в инженерные городские системы.

Интересным примером является новый парк Клиши Батиноль (ClichyBatignolles) в Париже, 2002-2015, по проекту ландшафтного архитектора Жаклин Ости (JacquelineOsty), созданный на месте бывшей железнодорожной станции. Парк представляет собой автономную (пассивную) систему энерго- и водопотребления за счет запроектированного цикла сбора дождевых вод и энергонакапливающих установок, что позволяет значительно снизить затраты на его содержание [9]. Анализ современных проектов показал, что сегодня большая часть проектов городских парков включает в себя цикл сбора дождевых вод. Из бесед с ландшафтными архитекторами, работающими сегодня во Франции, в частности с А. Тардивон, стало известным, что наравне с проектами энергопассивной архитектуры, ландшафтные архитекторы ставят цель создания «пассивных» ландшафтных объектов, проектируя в комплексе систему циркуляции воды для полива, что стало необходимым условием сбережения ресурсов в современной Европе.

Другим проектом, представляющим новое поколение объектов ландшафтной архитектуры [10], является парк Шема де Л’Иль в Нантере (ParcduChemindel’Ileà Nanterre), спроектированный в 2006 году ландшафтными архитекторами группы Мутабилис (Mutabilis), при участии Жиля Клемана (GillesClément), Поля Шеметова (PaulChemetof). Парк, занимающий 14, 5 га, расположен на берегу Сены и подразумевает систему очистки речной воды с помощью растений при процессе фиторемедитации (phytoremédiation). Вода из Сены поступает в парк по принципу сообщающихся сосудов и проходит цикл очистки водными растениями, после чего она используется для полива газонов и общественных садов, затем она снова собирается и попадает в Сену [11].

С принятием Киотского протокола, касающегося изменения климата, природа в городе и различные формы озеленения приобрели новую трактовку. Проекты, разработанные международными архитектурными компаниями в течение 2010 года как видение будущего развития Большого Парижа (GrandParis) на ближайшие 10 лет, предлагают переоценить роль озелененных территорий и городских лесов с точки зрения регулирования климата. Леса также играют важную роль в борьбе против потепления. Согласно группе Декарте (Descartes) расширение на 30% лесов региона Иль-де-Франс (1400 км2) снизит на 1-2 0С ночную температуру в период теплового пика в центре Парижа. Создание лесного массива в миллион высаженных деревьев (2500 га) как шумозащитного конуса аэропорта Руасси (Roissy) позволило бы, согласно Рожеру (Rogers, MVRDV) очищать воздуха от 13 тонн углерода в год [12]. Эти и другие предложения, заложенные в градостроительных и архитектурных проектах, позволяют рассматривать озелененные территории как инструмент регулирования климата «пост-киотских городов».

Такие новые подходы говорят о том, что городской пейзаж и природные формы становятся многофункциональными. Тема многофункциональности городского ландшафта присутствует и в видении Большого Парижа компанией LIN, (Финн Гейпел) FinnGeipel, (Джулия Анди) GuliaAndi[13]. Современные проекты молодых архитекторов международного конкурса Europan2010 также позволяют увидеть поиски нового «продуктивного» ландшафта. Так, проект в Грасе предлагает объединить на заброшенной территории железнодорожной зоны агро- и энергопарк, объединяя традиционное европейское сельское хозяйство с современными энергетическими установками [14].

Такие инновационные проекты и переоценка роли озелененных территорий и природных форм позволяют переосмыслить их значение для городской среды XXIвека, не принимая во внимание и другие немаловажные аспекты проектирования городской среды: экономические, гигиенические, рекреационные, градоэкологические и эстетические.

 

Литература

 

1. Paquot, Thierry. La nouvelle nature de l’urbanisme/ ThierryPaquot//Urbanisme. – № 278-279. – Р. 51-54.

2. Jannière, Hélène, De l’art urbain à l’environnement : le paysage urbain dans les écrits d’urbanisme en France, 1911-1980/Jannière Hélène//Pousin Frédéric (coord.) Paysage urbain : genèse, représentations, enjeux contemporains, Strates, matériaux pour la recherche en sciences sociales. –Ladyss:CNRS, 2007. –P. 51-66.

3. Jackson,John Brinckerhoff.A la découverte du paysage vernaculaire, essai traduit de l’american par Xavier Carrère/ John Brinckerhoff Jackson// ACTES SUD:Ecole Nationale Supérieure du paysage, 2003,;Titre original : Discovering the Vernacular Landscape. -Editeur original : Yale University Press:New Haven et Londres:Yale University, 1984. –С.55.

4. Exposition intrnationale d’architecture et d’urbanisme Emscher Park//Le projets, dix ans apr. –Essen:Klartext Verlag, 2008. –304 p. 

5. Paquot, Thierry. L’écologie comme utopie / Thierry Paquot//Urbanism. –  № 36. –Hors série, « La démarche écocité », Dossier «Villes durables en projet ». –Р. 67-69

6. Maumi, Catherine.Usonia ou le mythe de la ville-nature américaine/CatherineMaumi. –Paris:Edition de La Villette, 2009. –239 p.

7. Latz, Peter. L’eau et la végétation,strate écologique essentielle au projet / Peter Latz//Masboungi, Ariella (sous la direction de), Gravelain, Frédérique (sous la rédaction de),Penser la ville par le paysage. –Paris:Edition de La Villette, 2002. – 51 p.

8. Margolis, Liat. Living Systems. Innovative Materials and Technologies for Landscape ArchitectureLiat Margolis, Alexander Robinzon. –Basel;Boston;Berlin:Birkhaeuser Verlag AG, 2007.

9. Parcs écologiques//Le Moniteur des Travaux publics et du BâtimentAménagement 2008 : urbanisme - paysages – territoires. – 2008,mai. –No spécial. – Р. 92-95.

10. Allaman, Martine.Natureen ville, un paradoxe à cultiver Allaman Martine, Atger, Catherine, Boutefeu, Emmanuel, Bonnet Frédéric, Lemonier, Marc, Berthier, Isabelle //Diagonal. – 2009. – №179, juin. –Р. 24-58.

11. Véran, Cyrille. Nanterre. Un éco-système recréé / Véran Cyrille//Moniteur de travaux publics et du bâtiment. –2006.– № 5354, 7 juillet. –Р.48-50.

12. Davoine, Gilles. Quel futur pour le Grand Paris ? Environnement-espaces verts-nature. Une relation renouvelée et apaisée entre ville et nature //Gilles Davoine, Moutarde Nathalie, Nodin Yannick//Moniteur de travaux publics et du bâtiment. –2009. – №5501, 2 mai. – Р.42-43.

13. Grand (Le) Pari(s).Consulatation internationale sur l’avenir de le metropole parisienne //Le Moniteur ArchitectureAMC. – 2009, avril. –260 p.–Hors-série

14. Europan 10, résultats européens : inventer l’urbanité, régénération, revitalisation, colonisation. – Paris-La Défense : Europan, 2010.– 231 p.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100