Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
21 сентября 2021 года, 4 часа 40 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МОЛОДЫХ ПОСАДОК ВДОЛЬ МОСКОВСКОГО ШОССЕ В Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Н. С. Пискарева, Е. Н. Горохова

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Придорожные насаждения играют важную роль в озеленении города. Они не только задерживают пыль, оседающую на листовых пластинах, поглощают вредные вещества, выделяемые автотранспортом и др., выполняя при этом защитные и санитарно-гигиенические функции, но в то же время формируют более комфортную для пребывания населения среду.

Исследования состояния зеленых насаждений, в частности молодых посадок, вдоль Московского шоссе в Нижнем Новгороде проходили в 2010 году. Целью исследований было выявление молодых посадок в составе насаждений вдоль городской транспортной магистрали, определение их состояния (по основным биометрическим признакам), анализ условий произрастания, а также дополнительных факторов, воздействующих на состояние и внешний облик растений.

Территория исследования представляет собой вытянутые вдоль Московского шоссе участки. Чаще всего это зеленые полосы и палисадники жилых домов, площадки перед торговыми центрами и небольшие скверы. Зеленые насаждения представлены двух– трехрядной посадкой, древесно-кустарниковыми группами, а также солитерами.

Молодые посадки древесных растений большей частью встречаются в составе рядовых посадок (липа мелколистная, рябина обыкновенная, тополь бальзамический), в палисадниках жилых домов в составе групп (вишня обыкновенная), а также в виде солитера на площади перед торговым центром (сосна обыкновенная).

Всего было обследовано 2360 экземпляров древесно-кустарниковых растений. Из них 8,2% (194 шт.) приходится на молодые посадки.

Были выявлены следующие виды древесных пород: вишня обыкновенная, липа мелколистная, рябина обыкновенная, сосна обыкновенная, тополь бальзамический.

Они представляют, в основной своей массе, невысокие деревья (2,5-3 м) с четко выявленным центральным проводником либо имеют кустовидную форму (вишня обыкновенная). Характерен небольшой наклон ствола (3-5˚), а также облом ветвей в кроне. Крона в большинстве случаев неравномерно развитая, изреженная, плохо сформированная (табл.).

Преобладающей породой является липа мелколистная (42,8%) и рябина обыкновенная (50%). В единичном количестве встречаются экземпляры тополя бальзамического (4,2%), вишни обыкновенной (2%) и сосны обыкновенной (1%). Средняя высота растений составляет 2,3 м, средний диаметр на высоте 1,3 м около 3,4 см.

 

Показатели состояния различных древесных пород, % от общего количества обследованных экземпляров

 

№ п/п

Наименование растения

Количество экземпляров, % от общего количества

Средняя высота растения, м

Средний диаметр ствола на высоте 1,3м, см

Состояние, %

хор.

уд.

неуд.

1

Вишня обыкновенная

2,0

3

1,5

-

100,0

-

2

Липа мелколистная

42,8

2,6

3,8

14,6

73,2

12,2

3

Рябина обыкновенная

50,0

2

2,9

18,7

55,2

26,1

4

Сосна обыкновенная

1,0

1

2

-

50,0

50,0

5

Тополь бальзамический

4,2

2,9

3,7

-

37,5

62,5

 

Большая часть растений находится в удовлетворительном (63,4%) и неудовлетворительном (20,6%) состоянии, лишь 16% в хорошем.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Молодые посадки, высаженные под пологом взрослых растений, не конкурентоспособны. В совокупности со сложными экологическими условиями (оживленная магистраль города) жизнестойкость таких растений снижается.

Кроме того, отсутствует минимальный уход за посаженными растениями (полив). Особенно это было актуально в период аномально жаркого лета 2010 года, когда утратили свою жизнестойкость вплоть до гибели даже взрослые экземпляры растений.

Одной из возможных причин может быть не соответствие стандартов посадочных ям и нарушение технологии посадки растений. Существующая посадочная яма имеет размеры 50х50 см, тогда как по стандартам она должна составлять 70х70 см [1]. Причем растение было высажено в почву, взятую непосредственно из ямы, а, следовательно, сильно истощенную, а не в специально подготовленный почвенный субстрат.

Наиболее устойчивыми видами в данных условиях можно назвать рябину обыкновенную и липу мелколистную, способные произрастать в условиях затенения.

Для озеленения придорожных полос применяется сильно ограниченный ассортимент растений, не способных зачастую выдержать весь комплекс антропогенных нагрузок среды.

В связи с вышесказанным рекомендуется применение молодых растений (данного размера – первая стандартная группа) лишь во вновь создаваемых типах насаждений, где они будут конкурентоспособны и соразмерны с другими элементами озеленения. Для данного рода объектов рекомендуется посадка растений 3 и 4 стандартных групп, способных успешно произрастать в сообществе со взрослыми насаждениями [1].

Важно соблюдать технологию посадки растений (правильный для данного стандарта растения размер ямы, обеспечивать наличие дренажа, почвенной смеси, опоры, защиту ствола и т.д).

Требуется также обеспечить уход в первые годы жизни растения на объекте. Содержание деревьев и кустарников в первые годы жизни в городе должно быть направлено на обеспечение адаптации растений и поддержание их устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Рекомендуется применение для озеленения примагистральных полос устойчивых видов древесно-кустарниковой растительности, способных выдерживать и успешно произрастать на территории данного типа.

Увеличить ассортимент растений для озеленения, включив в состав не только древесные, но и кустарниковые виды как декоративнолистные, так и красивоцветущие, увеличив при этом биоразнообразие, а, следовательно, устойчивость среды в целом. А также улучшить облик города, воспринимаемый жителями, в основном, с дорог через стекла автотранспорта.

 

Литература

 

1. Теодоронский, В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры : учеб. для вузов / В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова ; под ред. В. С. Теодоронского. – М. : Академия, 2006. – 350 с. : ил.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100