Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 13 часов 19 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ЛАНДШАФТ КАК ФАКТОР ЛИЧНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

О. П. Уварова

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Человеку свойственно отождествлять себя не только с собственным телом и сознанием, но и опосредованно — с той или иной общностью (родом, религиозной конфессией, государством, цивилизацией) [1]. Именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д. мы будем называть самоидентификацией личности [2]. Такое отождествление происходит самыми разнообразными путями: от языка, мировоззрения и религии до бытовых привычек. Одним из путей самоидентификации человека является творчество. Несмотря на то, что, например, занятия искусством свойственны не всем людям, творчество на бытовом уровне присуще каждому человеку. Это выражается в организации жизни и пространства вокруг себя, в приспособлении среды обитания для собственных нужд и в соответствии с личными представлениями о красоте и ценностях окружающего пространства. С древних времен после создания групповых поселений, особенно городов, человек остается связанным с природой, стремится приблизить ее к себе, беря из нее красоты и озеленяя места своего жительства. Жилье человека всегда окружали посадки: сады, огороды, места отдыха с растениями, тенью, приятными запахами, красивыми цветами [3]. Придомовые участки не только кормили человека и выполняли чисто утилитарные функции, но и являлись средством самоидентификации человека или рода. Ландшафт на нескольких уровнях отражает отношение человека к определенной группе – к народу, народности, роду и семье. В частности, например, религиозная этика во многом определяет взаимоотношения общества и ландшафта, личности и ландшафта. Различные религии имеют свои особенности в установлении роли окружающего мира в жизни человека. Так, авраамистские религии постулируют ответственность и заботу человека о преображаемой им земле, которую он должен украшать и возделывать. Буддистская этика имеет более созерцательный характер, исходит из уже заданной целесообразности всего сущего и потому ориентирована на поддержание природных ценностей ландшафта, бережное отношение ко всему окружающему миру. Шаманизм наполняет ландшафты исповедующих его народов системой духов, присваивая индивидуальные личностные качества важнейшим ландшафтным топосам, тем самым постулируя священность ландшафта и бережное отношение к его дарам – природным ресурсам [4]. Сейчас качество самоидентификации по средствам ландшафта в городской среде сильно утеряно, как и естественная и необходимая связь с природой, в связи с сокращением в городах и сильным проникновением разных культур друг в друга.

Многие интуитивно или осознанно все же стремятся придать своему жилищу индивидуальныекачества, стараются наделить его уникальным обликом. Однако сегодня в городской среде проще индивидуализировать интерьер дома, нежели природу вокруг него. Люди, имеющие возможность приобретать частное жилье или селиться в малоквартирных домах с просторными прилегающими территориями и небольшим количеством людей, пользующихся этими территориями, делают это. В этом случае у человека даже в городской среде появляется возможность ландшафтной самоидентификации – проявления своего творческого потенциала через преобразование прилегающей к дому территории и отнесении себя к определенной социальной группе посредством придания окружающему пространству индивидуальных черт. Остальные люди живут в многоквартирных домах, но стараются выбрать здание с большим двором или наиболее приближенное к рекам, паркам и скверам. Это позволяет человеку иметь в непосредственной близости от жилья условно индивидуальный ландшафт – территорию общего пользования, которую нельзя полностью преобразовать в соответствии со своими представлениями об этом месте, но можно частично воздействовать на ее внешний вид, использовать для уединения и реализации некоторой части своего творческого потенциала. Городское население, проживающее в секторе малоэтажной застройки, имеет уникальную возможность приспосабливать часть городской территории для себя. В малоэтажной застройке на одного человека приходится гораздо больше открытых дворовых пространств, чем в многоэтажной. Это неоспоримый положительный фактор проживания в малоэтажной застройке.

Сегодня в Нижнем Новгороде происходит активное изменение среды – перестраивается глобальная ткань города – появляются новые дороги и мосты – стратегически важные связи верхней и нижней частей, строятся новые кварталы. Преобразования города – положительный и неизбежный процесс, свойственный любой живой функционирующей системе, однако следует помнить, что любая смена и активные преобразования среды – как природной, так и социо-культурной – непосредственно связаны с этическими аспектами управления ландшафтами и аксиологией в целом [4]. В основном глобальные преобразования города происходят за счет использования земель, занятых селитебной территорией, и обычно – малоэтажной застройкой. Несомненно, это правильное решение, поскольку зачастую условия жизни в таких зданиях не соответствуют современным требованиям городского жилья, а также в этом случае конфликт частного с общим возникает у гораздо меньшего количества людей, т.к. плотность застройки ниже. Однако жители этих домов осознанно выбрали именно это место или остаются там из поколения в поколение. Зачастую они не разделяют мнения о необходимости их переселения в многоквартирные многоэтажные дома даже в интересах улучшения транспортной ситуации во всем городе. Людям предлагают не худшие, а возможно даже лучшие в бытовом плане места жительства, однако при переселении людей забывается важный момент ландшафтной самоидентификации человека. Например, жители 24 дома по ул. М. Горького вынуждены были переехать в связи с прокладкой на месте их дома новой дороги, соединяющей ул. Белинского и метромост. Во дворе дома располагался сад с великовозрастной плодово-ягодной и декоративной древесно-кустарниковой растительностью. Жители переживали стресс, связанный с вырубкой деревьев, ими посаженных несколько десятилетий назад, что говорит о тесной связи человека и природного окружения, о важной роли придомового ландшафта для горожанина.

Если же человек остается жить на прежнем месте, вокруг него может кардинально изменяться сама территория. В этом случае непосредственно затрагиваются права человека на ландшафтную самоидентификацию или условно индивидуальный ландшафт. Рядом с пятиэтажным домом №149 по улице Ильинской был тихий просторный двор, позволяющий жителям уединиться, погулять с детьми, разбить небольшой цветник в палисаднике, теперь в нескольких метрах от подъездов этого дома будет проложена широкая дорога. Разве не является это кардинальным изменением условий жизни человека, которые он сознательно выбирал или создавал?

Многие страны уже поняли, что ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях [5]. Европейская ландшафтная конвенция, направленная на сохранение и гармоничное развитие европейских ландшафтов, имеет прямое отношение к решению этических проблем, возникающих в связи с преобразованием ландшафтов [4]. В этой конвенции провозглашается, что ландшафт способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности [5].

Опираясь на разработки других стран, необходимо развивать российское законодательство в направлении охраны прав человека не только на жилье, но и на окружающую территорию. Если стоимость квартиры увеличивается в зависимости от вида из окна или близкого расположения к месту рекреации, почему же не учитывают права на сохранение условий окружающего ландшафта человека, которому приходится менять место жительства не по собственной воле?

В нашей стране на сегодняшний день, к сожалению, ландшафтная самоидентификация личности в городской среде практически невозможна, поскольку законодательно не закреплены права человека на придомовую территорию и ее содержание. Однако у жителей России есть возможность ландшафтной самоидентификации в сельской местности, где помимо дома человек имеет в частных владениях и прилегающую к нему землю. В последние годы, в частности в Нижегородской области, возникают новые коттеджные поселки, позволяющие удовлетворить потребность людей в творческом преобразовании окружающей среды, в проявлении своей личности через изменение природного окружения, где человек может выбрать место жительства в зависимости от личных представлений о красоте. Думается, что глобальные изменения в отношении общества и государства к острому вопросу ландшафтной самоидентификации нужно начать с небольших шагов по решению этой проблемы именно через предоставление возможности самореализации во вновь возникающих поселениях, где культура взаимодействия человека, природы и власти только начинает складываться. Территория и условия среды вокруг дома не менее важны для человека, чем условия среды в доме. Необходимо начать относиться к ландшафту, как к мощному фактору личной самоидентификации человека.

 

Литература

 

1. Ионов, И. Н. Цивилизационная самоидентификация как форма исторического сознания. Искусство и цивилизационная идентичность / И. Н. Ионов. - М. : Наука, 2007. - 187 с.

2. Щербаков, М. А. Модель уровней самоидентификации личности [Электронный ресурс] / М. А. Щербаков. – Режим доступа :

http://www.ipd.ru/articles/ident_article.shtml

3. Лепкович, И. П. Ландшафтное искусство. Паркостроение, городское озеленение, биодизайн; эстетика сельской местности, усадеб, дорог; национальные парки, заповедники, резерваты / И. П. Лепкович. – СПб. : ДИЛЯ, 2004. – 400 с.

4. Кулешова, М. Е. Европейский ландшафт как культурное наследие [Электронный ресурс] / М. Е. Кулешова // Здравый смысл. – 2009. – № 4 (53). – Режим доступа : http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/53/kuleshova.htm

5. Европейская конвенция о ландшафтах (20 октября 2000 г.) : официальный текст. – Флоренция, 2000.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100