Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 11 часов 59 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Эстетические особенности восприятия пейзажа среднерусской полосы
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Т.В. Шумилкина - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Нижегородская область территориально относится к среднерусской равнине, поэтому, говоря о ее природе, необходимо остановится на особенностях эстетического восприятия пейзажа этой полосы.

Эстетика русского пейзажа представляет собой нечто особенное по сравнению с эстетикой восприятия ландшафтов других климатических зон. В основу этого понятия легли языческие принципы восприятия природы: лесов, степей, рек, исключительной гармонии плавных линий ландшафтов с необозримыми горизонтами. Природные условия повлияли на формирование психологического склада, привычек русского человека, всего того, что называют менталитетом народа. Отсюда плавность и неспешность русских песен, изысканный рисунок хороводов, а также уходящее вглубь веков восхищение гармонией и красотой природы, уважение к ее стихии. Знаток русской культуры академик Д.С.Лихачев писал, что для русских природа всегда ассоциировалась с широтой и привольем. Издревле русская культура считала простор величайшей эстетической ценностью. Ровная светло-зеленая поверхность полян и лугов благотворно влияет на психику человека, создает ощущение чистоты, простора и радости. Просторы зеленых лугов с древних времен были излюбленным местом народных гуляний, поэтому они стали одной из важнейших эстетических категорий.

Конечно, территория России велика. Поэтому, рассматривая природу среднерусской полосы, к которой относится Нижегородское Поволжье, в числе главных особенностей этой природно-климатической зоны прежде всего необходимо назвать ее изменчивость. Она в отсутствии чего-либо застывшего, постоянного. Эта изменчивость обусловлена сменой времен года, когда те же самые рощи, луга и перелески выглядят совершенно другими, непрерывно меняются, создавая множество оттенков различных состояний. Эта красота обновления природы, повторяясь каждый год, создает свои новые, неожиданные , но всегда чрезвычайно гармоничные творения. Очень поэтично об эстетике русского пейзажа говорит Д.С.Лихачев: «Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух величайших культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры самой природы, в свою очередь смягчающей все нарушения, вносимые человеком. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность. Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор и скал, но и не бессильно плоская: с сетью рек, с покатыми холмами и бесконечными горизонтами. Все в ней слажено, как голоса в древнерусском песнопении. Пейзаж как бы пульсирует, то разряжается, то сгущается… Эта постоянная изменчивость, ритмичность переходов от одних состояний к другим – черта, соединяющая людей России с пейзажем и в то же время это есть особенность его эстетического восприятия».

Другой характерной особенностью пейзажа среднерусской полосы стал его колорит. Колористическое решение, т.е. цветовой строй его напрямую связан с освещенностью. В зависимости от того, как высоко поднимается солнце в той или иной климатической зоне, пейзаж приобретает различный колорит. В северных зонах, где солнце поднимается невысоко, краски природы мрачные, весь пейзаж сдержан по цвету, очень лаконичен. В южных широтах, где солнца всегда слишком много, оно очень интенсивно освещает ландшафт. Краски его насыщенны, контрастны. От обилия тепла и света более разнообразна и красочна сама природа. Она многообразна и ярка, порой до излишней вычурности. В средней полосе все находит свою гармонию и понимание меры. В среднерусской полосе нет жгучего солнца, которое окрашивает пейзаж в экзотические цвета. Поэтому к русской природе часто применяют слова «сдержанная, скромная». В ней нет ничего «слишком», она спокойна и гармонична. В ней нет крикливой назойливой яркости и аскетичной монотонности, она спокойна и уравновешена. Все в ней соразмерно человеку.

Важнейшей особенностью пейзажа среднерусской полосы, безусловно, является его растительность. Здесь почти нет вечно зеленых и экзотичных растений, как нет и однообразной голой пустыни. В основе ее лиственные породы деревьев с их великим многообразием оттенков и переходных состояний в различные времена года.

В этой связи необходимо сказать, что все эти особенности русского пейзажа имеют огромное психологическое воздействие на человека. Психологи утверждают, что положительные эмоции от созерцания природы, необъяснимая радость от общения с ней возникает, когда гармония, царствующая в природе, соразмерна человеку, созвучна ему.

Эту удивительную взаимосвязь, «человечность» нашей природы подметили художники-пейзажисты, воспевшие ее в самых различных состояниях. Об этом писал один из величайших паркоустроителей России ХУШ в. А.Т.Болотов. Он призывал к «сотрудничеству» с природой, поэтому ему принадлежит открытие красоты русской природы, которая составляет суть российского парка.

Задача ландшафтного архитектора – знать и уметь использовать особенности эстетического восприятия пейзажа своей полосы, опираясь на композиционные закономерности, свойственные всем видам искусства. А ландшафтная архитектура - это, безусловно, искусство. И главной его спецификой во все времена остается то, что оно преимущественно использует «живые», природные строительные материалы. Возможно, поэтому особенностью ландшафтной архитектуры была и остается главенствующая роль эстетического начала.

 

Литература

 

1 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.- М., 2002

2.Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. - М., 1971

3.Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М., 1984

4.Лихачев Д.С. История садов. - М., 1990

5.Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры.- М., 2003

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100