Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
26 сентября 2021 года, 12 часов 23 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН ПРИМИТИВНОСТИ ЛАНДШАФТОВ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ РАБОТЫ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

И. Ю. Калистратова, Н. В. Калистратова

 

Учебно-практический центр «Лесной уголок»,

журнал «Проекты русского сада», Нижний Новгород

 

Сложность создания искусственных ландшафтов в условиях города выносит на повестку дня главный вопрос: возможно ли существованию ландшафтов как искусства? То, что появляется сейчасв городах России, свидетельствует об отсутствии поиска образов ландшафтов, и приоритетом является «удобный» ассортимент культур. Кроме того, ориентируясь на облик западноевропейских городов, мы создаем композиции, далекие от природных ландшафтов России, дисгармоничные образам, уже закрепленных культурой. При этом в стороне остаются вопросы стилистики ландшафтов России. Стилистика не изучается и не развивается, вопросы о ней не стоят на повестке дня, а значит, и не формулируются применительно к практике, оставаясь теорией на страницах учебников. Ландшафтным дизайнерам работать трудно в условиях преобладания в городской черте железобетонных коробок и вполне соразмерных им «гульбищ», так как окружение формирует вполне определенные спрос и демонстрирует типовые образцы.

Для того чтобы происходило совершенствование дела создания ландшафтов как искусства, в работе с садоводами и специалистами разных профилей в учебно-практическом центре «Лесной уголок» мы использовали принцип диалога культур. Есть много подходов, позволяющих искусству осваивать накопленные в истории достижения. Появились термины «синтез искусств», «эклектический подход», «историзм», в философии более основательно прорабатываются механизмы взаимодействия культур. Философ М.Эпштейн [5] формулирует понятие о транскультурном подходе. В обыденной практике можно услышать о проблемах поиска рифмы в оформлении жилого пространства –это значит, что, решая задачи весьма утилитарные, мы начинаем использовать искусство. Понятие рифмованного пространства – свидетельство того, что различные культурные вселенные взаимодействуют друг с другом, и поиск нового идет в русле этого взаимодействия. Но в каждой профессии, в каждой мастерской находятся свои пути освоения традиций, культуры различных эпох. Представление о диалоге культур возникло в педагогике и исключительно важно при освоении больших объемов культуры, при освоении различного рода искусств и искусства создания ландшафтов в частности.

Приведем примеры из практики работы нашего центра, в котором мы помогаем освоить диалог культур через внутреннюю речь, руководствуясь знаниями психологии творчества и проблем педагогики [1-3]. К нам приходят садоводы, уже достаточно много самостоятельно поработавшие с литературой, выпускники вузов (например, с биофака) с очень хорошей теоретической подготовкой, редакторы садовых журналов, издатели, предприниматели. Одним словом, все те, кто хочет действовать успешно в конкретных ситуациях наших будней, имеющих отношение к практике создания красивых садов и ландшафтов. Деятельность их заметно меняется после освоения принципов диалога культур, специальных приемов и техник анализа [1], работы на специальных тренажерах, участия в психологических тренингах. В результате занятий развиваются творческие способности, совершенствуется речь, ускоряются поиск новых решений, быстрота переключения с теоретической деятельности на практическую, умение уверенно развивать и отстаивать свою идею, доводить её до конца, работать современно, но в с использованием традиций и опыта других культур, возрастает мотивация к профессиональной деятельности на высоком уровне.

После прохождения школы диалога культур человек начинает работать с ландшафтом по-особенному. Теория, освоенная во время учебы, оказывается действенной и при создании проекта звучит индивидуально, излагается внятно, смело и уверенно. Например, так: «При создании орнамента на большой площади необходимо правильно распределить основные (слово добавлено позже) массы. Представим, что выбранный участок земли имеет только одну точку опоры и нужно сделать так, чтобы плоскость никуда не падала и не перевешивалась тем или иным элементом. Так же есть необходимость разбить однородный кусок пространства. Поэтому используем достаточно вытянутые формы и линии, которые, начинаясь у края плоскости и кончаясь у другого края, разбивают большую форму. В контраст к геометрической форме земельного участка выбираем волнистые, плавные линии, которые повторяют естественность пейзажа». Это теория, но теория в индивидуально-практическом применении. Такое применение и важно освоить для успешной профессиональной работы. И на уровне педагогической психологии для этого разработаны специальные приемы и техники [2-4]. Если над архитектурой и дорожно-тропиночной системой поработал специалист с такой подготовкой, то ландшафт оформлять растениями легче. В целом, с теми, кто ориентирован на диалог культур, работать легче. Содержание работы специалистов, освоивших языки культуры, выделяется рядом признаков: набором растений (например, на площадках Центра Архиленд), технологиями содержания разводимых растений (в том же Архиленде или питомнике водных растений Александра Марченко). В работе таких центров чувствуется обобщенный и переложенный для конкретной практики опыт культуры, научных знаний.

 

Литература

 

1. Калистратова, И. Ю. Живое пространство или садовые картины Александра Марченко / И. Ю. Калистратова // Проекты Русского сада. – Н. Новгород, 2010. – № 1. – С. 42–50.

2. Калистратова, И. Ю. Результаты изучения естественной стороны речепользования в образовательном эксперименте / И. Ю. Калистратова // Поверх барьеров : человек, текст, общение : тез. науч. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. А. Леонтьева (Москва, 18–20 мая 2006г.). – М., 2006. – С. 232–236.

3. Калистратова, И. Ю. Поэтический инвариант картины мира, как способ работы с индивидуальностью школьников, адекватный социосемиотическим процессам в обществе / И. Ю. Калистратова // Психология образования : культурно-исторические и социально-правовые аспекты : тез. III Нац. науч.-практ. конф. (Москва, 12–14 дек. 2006 г.). – М., 2006. – Т. 2. – С. 186–188.

4.Калистратова, И. Ю. Использование результатов исследования психологической деятельности участников образовательного эксперимента, как основы для разработки принципов повышения психологической культуры в школе / И. Ю. Калистратова // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение : тез. IV Нац. науч.-практ. конф. (Москва, 13–14 дек. 2007 г.). – С. 93–94.

5. Эпштейн, М. Проективный словарь философии. Новые понятия и термины [Электронный ресурс] // Топос : литературно-философский журнал. – 2004. – № 24. – Режим доступа : http://www.topos.ru/article/2976

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100