Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
22 сентября 2017 года, 0 часов 11 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ПОНЯТИЕ «АРТ-ЛАНДШАФТОВ». НОВЫЕ ТИПЫ САДОВ (А. С. Константинов), Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

К концу XXвека среди всего многообразия садов выделяется определенная группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, – это так называемые «арт-ландшафты». Сады этой группы используют язык садовых символов, а форма иструктура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства XX века. В этих садах идея превалирует над традиционными характеристиками сада.

«Арт-ландшафты» – это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «говорящие» со зрителем. С одной стороны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искусстве.

На формирование современных «арт-ландшафтов» в какой-то мере повлияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада. Современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Образы «арт-ландшафтов» сформировались к концу XX века. Можно сказать, что эти сады – некий итог поисков искусства прошлого века.

В группе «арт-ландшафтов», как и в искусстве прошлого века, существуют отдельные стилевые направления, каждое из которых по-своему отражает развитие ландшафтной творческой мысли: «сады новых технологий», «сады-артефакты», сады-экспозиции, сады-инсталляции, кинетические сады, развитие теории «аттракциона» в ландшафтном дизайне («сочетание несочетаемого», «эффект отражения», «расчет на удивление»), сад-игра.

В современной ландшафтной архитектуре встречаются примеры «игры в сад», когда сад создается на короткий промежуток времени, превращаясь в подобие театральных декораций, в которых разворачивается некое действо. После окончания «представления» сад разбирается. Без зрителя-соучастника, «играющего свою роль», такой сад кажется незавершенной композицией. Интересным и целесообразным представляется заимствование подобных приемов создания «игровой ситуации» в зонах массового посещения «многопрофильного» сада. В этом отношении открываются широкие возможности для использования функциональной (игровой) скульптурной пластики, малых форм, «зеленой скульптуры».

Идея создания в ландшафтном дизайне кинетических садов основана на творческих методах одного из авангардных направлений в искусстве XX века – кинетизма. В основе скульптурных и архитектонических композиций кинетического искусства находятся движущиеся элементы, объекты, световые и звуковые эффекты, эстетически организующие окружающее пространство и создающие процесс некоего движения, саморазрушения конструкций. Кинетическая (движущаяся) картина возникает за счет непосредственного участия зрителя, который «оживляет» ее случайным прикосновением. В кинетических садах движущимися элементами является вода и особые механизмы и конструкции, приводимые в движение ветром, водой, электричеством. Например, в основе композиции сада «Идея» (авторы: Л. Мольта, Ж.-К. Денис) лежат разноцветные фонтаны в форме стеблей бамбука, движущиеся под воздействием воды. Они одновременно являются своеобразными скульптурами и системой полива. В отличие от художественных произведений кинетического искусства движущиеся конструкции в кинетических садах играют не только эстетическую, но и утилитарную функцию.

«Арт-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли.

 

Среди особенностей «арт-ландшафтов» могут быть выделены следующие:

• ассоциативные связи и взаимопроникновения разных видов искусства таких, как музыка, живопись, театральное действо, скульптура и архитектура и ландшафтное творчество;

• интернациональный характер формообразования садов. Современные сады проектируются в неком поле влияний различных культур и традиций вследствие открытости мира и прозрачности границ между государствами;

• «арт-ландшафты» являются наглядной иллюстрацией связи искусства и новейших технических достижений.

Феномен «арт-ландшафтов» – своеобразный междисциплинарный перекресток – явление, нарушающее как привычные географические границы, так и понятийные и смысловые; расшпряющее само понятие границы между живым и неживым, природным и социальным.

 

Литература

1. Wines J. Green architecture / J. Wines – Berlin : Taschen, 2000.

2. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре: Учеб. пособие [Текст] / Е.В. Забелина. – М. : Архитектура - С, 2005. – 160 с., ил.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100