Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
16 сентября 2019 года, 14 часов 32 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НЖНЕГО НОВГОРОДА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА ГОРОДА ДО 2020 ГОДА
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Т.В. Киреева

 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В начале нового 2008 года администрации города и градостроительному совету был представлен генплан развития центральной части города. Проект разработал ГУП Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Москвы, который выиграл конкурс, проведенный по заказу департамента градостроительного развития территории Нижегородской области.

Проделана большая работа по анализу состояния окружающей среды города, изучению транспортных потоков, определению композиционно-планировочных узлов центральной зоны. В проекте выполнена «Карта существующего положения территории природного комплекса и размещение ценных природных объектов», которых в нашем миллионном городе, площадью в 41068 га определено всего 15. На представленной карте на обширном светлом фоне застройки разбросано несколько зеленых клочков парков, две полоски скверов, кладбище, широкая зеленая полоса садовых участков, полоса газона речных откосов и оврагов, Гребного канала. В составе проекта не было представлено ни новой концепции создания зеленого каркаса города, ни даже простой схемы озеленения.

Изучение представленного материала, позволяет сделать вывод о том, что упор был сделан на решение двух проблем – максимальное расширение площадей под строительство (с определением зон этажности), и решение транспортной проблемы, для чего в городе предполагается проложить несколько новых транспортных магистралей, которые разгрузят центр города и решат проблему пробок.

Согласно проекту появиться новая магистраль непрерывного движения, начиная от Молитовского моста с выходом на пересечение с проспектом Гагарина в районе университета, далее значительная часть магистрали пройдет по существующим садоводческим участкам и озелененной пойме реки Рахма – районов Лапшихи и Кузнечихи, далее магистраль уходит в сторону Верхних Печер. В районе существующего транспортного моста на ул. Ванеева проектируется сложная транспортная развязка.

К этой магистрали подходит транспортное направление от Почаинского спуска, через Октябрьский бульвар и ул. Ковалихинскую через транспортную развязку с ул. Белинского и далее по озелененным низовьям Высоковского оврага уходит к указанной выше транспортной магистрали.

Строительство метро-моста, и совмещенной с ней автомагистрали, направлено на разгрузку центральных улиц и площадей города. Магистраль, проходя по озелененным склонам выходит параллельно ул. М. Ямской, где запроектирован новый жилой район «Резиденция», повышенной этажности и элитности, и по ул. Красносельской выходит к площади Лядова.

Проект предусматривает строительство многоуровневых парковок на Лыковой дамбе, пл. Горького, ул. Надежды Сусловой, систему перехватывающих парковок, с помощью которых ограничивается въезд в исторический центр.

Строительство многоуровневой парковки на пл. Горького сопряжено с большими сложностями по сохранности существующих деревьев центрального сквера, пересадка которых, равноценна их гибели.

Строительство этих важных для города объектов затрагивает зеленые зоны Окских откосов, долины реки Рахма, Высоковских оврагов, уменьшая, таким образом, зеленый фонд Нижнего Новгорода.

При составлении предыдущего генерального плана развития города в 1999 году, был проведен расчет обеспеченности зелеными насаждениями горожан. При этом согласно СНиП 2.07.01.-89* - норма зеленых насаждений в жилых районах - 10м2 на чел., и норма зеленых насаждений общего пользования – 6 м2 на чел., что в сумме составляет 16 м2 на горожанина. По результатам расчета Советский р-н имел – 13, 3 м2 на чел., Нижегородский р-н всего - 9м2 на чел.!

Результаты девяти лет развития города в условиях свободного рынка земли и недвижимости не только не исправили «недостачу» в зеленых насаждениях, но резко ее обострили, несмотря на то, что нормативные цифры перешли в, недавно принятый Законодательным Собранием, «Закон об охране зеленых насаждений», по которому и сегодня каждому жителю города полагается 16 м2 зеленых территорий.

В статье 3 закона прописано, что зеленый фонд - СОВОКУПНОСТЬ озелененных территорий в пределах Нижегородской области вне зависимости от формы собственности. Это означает, что все парки, скверы, озеленение дворов, улиц, пустырей, каждое дерево, куст и сорняк входят в этот фонд, составляя тот экологический запас, который позволяет нам жить и дышать.

Но если мы обратимся к решениям, принятым по землеустройству существующих парков центральной части города, которых у нас всего четыре!, то решения эти каждый раз, прямо или косвенно, ухудшают их положение, или просто сокращают их площадь.

В постановлении об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории) парка им. А.С. Пушкина границы определены по диагональной линии пешеходной дорожки проходящей от входа в районе телецентра с ул. Белинского и линии параллельной этой улице на уровне бывшего ресторана «Охотник», - нижняя часть парка до ул. Тимирязева в границы участка культурного наследия не входит (пос. № 517 от 2.01.07), а следовательно, на ней возможны как строительство, так и прочая деятельность.

Сад им. Свердлова (обозначенный как Архиерейский сад) в постановлении остается в своих границах, но строительство 10 этажного здания, начатое на соседнем участке, непосредственно по линии существующего забора со стороны НИИ ПМК, и жилого элитного дома 10 этажей со стороны дома № 3 по ул. Минина, влияют как на затененность участка, так и нарушают п. 4 «Режима использования земель территорий культурного наследия», который говорит о «…формировании оптимальных условий благоприятного зрительного восприятия объектов и выявления архитектурными и ландшафтными средствами их мемориального характера. Сохранение исторических зеленых насаждений». Парк, окруженный бетонными исполинами, получает зрительное уменьшение пространства, нарушая его мемориальный характер. По окончании строительства корпуса НИИ ПМК погибнет, очевидно, и целая полоса лип, растущих около забора, так как проектировщиком не соблюдено нормативное (СНиП 2.07.01.-89*) минимальное в 5 метров расстояние от дерева до здания. Дерево – живой организм, который как человек привыкая к одним условиям в течении долгих 80 лет, болеет и даже гибнет в отсутствии тепла и солнца.

В парке им. Кулибина также планируются изменения.В 2007 году на Инвестиционном совете было одобрено строительство за зданием ТЮЗ-а многофункционального гостиничного комплекса сети Kempinski. С западной стороны парка пройдет часть автодороги Звездинка - ул. Белинского, что так же ухудшает экологию этой части парка.

Границы Александровского парка проходят по Чкаловской лестнице, и примыкающий западный участок озелененного Волжского откоса с голубыми елями так же остался вне границ парка. Очевидно, этим объясняется и исчезновение большой цветочной клумбы около памятника В.П.Чкалову в результате проведенной реконструкции территории?

Облик нашего города в ближайшее время кардинальным образом измениться. Пять грандиозных проектов, представленных в Каннах на Международной ярмарке инвестиционных проектов – тому свидетельство. Это и строительство спортивно-развлекательного центра «Остров» на Гребном канале, это и строительство нового жилого района на 500 тыс. жителей в Борской пойме и другие.

Но необходимо помнить, что ЛЮБОЕ строительство всегда идет за счет уменьшения зеленого фонда. Сегодня необходимо относиться к зеленому фонду города, к ландшафтной архитектуре и озеленению наших городов не как к эстетической категории - красиво не красиво, нравиться, не нравиться. Сегодня это наша ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, которая исчезает и может исчезнуть совсем. Сегодня еще есть некий баланс. Но с строительством каждого нового дома, дороги, парковки, этот баланс снижается. Деревья исчезают с наших улиц, дворов, площадей, исчезают кустарники, зеленые пустыри и даже сорняки.

И если мы активно строим, то строить надо с учетом утвержденных норм и Законов, с расширением зеленого каркаса города – чего мы не увидели в новом генплане развития нашего города.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100