Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
16 сентября 2019 года, 14 часов 31 минута Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ НАРУШЕННЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СРЕДСТВАМИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДА)
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

Г.А. Птичникова - Волгоградское представительство НИИТАГ РААСН

Внедрение нового эколого-ландшафтного подхода к организации городских территорий в последнее время стало заметно проявляться во многих городах Юга России. Ландшафтный дизайн становится эффективным средством экологической реконструкции территорий за счет возвращения природных элементов на конфликтные, с точки зрения экологии, фрагменты городской среды - транспортных пространств, промышленных и санитарно-защитных зон, пустырей.

В последние десятилетия за счет резко возросшей антропогенной и техногенной нагрузки произошло глобальное изменение экологической ситуации, что привело к обострению континентального климата на юге европейской части России, деградации и разрушению ландшафтов, особенно в крупных промышленных центрах. Волгоград вошел в число самых грязных с экологической точки зрения городов мира. Согласно опубликованным данным североамериканского фонда «Блэксмит Институт» (Blacksmith Institute) в России находятся восемь из тридцати пяти наиболее загрязнённых населённых пунктов планеты, причём один из них - Волгоград. Вместе с тем в Волгограде активизировались действия по экологической оптимизации городской среды путем преобразования территорий, которые остаются источником экологической напряженности.

Восстановление ландшафтными средствами техногенных городских территорий, к которым относятся транспортные, промышленные и нарушенные после интенсивной производственной деятельности территории, принадлежит к одному из самых актуальных и перспективных направлений ландшафтной архитектуры и урбодизайна, с которым связано экологическая реконструкция и повышение эстетического потенциала городской среды. Превращение экологически напряженных городских пространств в элементы «экологической инфраструктуры» города составляет основную цель этих преобразований. Особую актуальность использование эколого-ландшафтного подхода имеет в тех зонах, где человек проводит продолжительное время. К таким, прежде всего, относятся транспортные коммуникации.

Ландшафтное освоение транспортных пространств

Первая, Вторая, Третья Продольные магистрали, тянущиеся почти на сто километров вдоль Волги через весь город – планировочная специфика Волгограда. Архитектурно-ландшафтная организация Первой Продольной магистрали, носящей название проспекта им. Ленина, было заложено авторами послевоенной реконструкции центра Сталинграда. Это выдержанный в стиле «сталинского ампира» широкий бульвар с характерной для того периода использованием регулярной планировки, решеток, гранитных вазонов, фонтанов, рабаток и аллей. Основной задачей остается бережное сохранение этой «зеленой артерии». В последнее время в сложившееся озеленение главного проспекта города была внесена новая эмоционально-смысловая составляющая. Сценарий ландшафтного оформления меняется согласно смене теплого времени года. Весной – главной темой является разноцветье тюльпанов, которые «зажигаются» ко Дню Победы, становясь одним из главных украшений этого великого праздника. Летом распускаются затейливые «ковры» низких цветников. Осенью доминирует красная и золотая листва кустарников и деревьев в сочетании с ярко-зелеными газонами.

Вторая Продольная магистраль – очень напряженная, перегруженная грузовым транспортом дорога, вся соткана из отдельных фрагментов городской ткани. Она не имеет целостного архитектурного облика, собрана из мозаичных элементов застройки высотных жилых домов, малоэтажного частного сектора, промпредприятий, заросших камышами пустырей, заболоченных территорий. В настоящее время разработаны предложения по архитектурно-ландшафтному преобразованию пространства этой мощной транспортной магистрали. Предлагается комплексное использование нескольких приемов. В одних случаях это строительство шумозащитных экранов как элементов современного урбодизайна. В других – главным объектом для проектировщиков и озеленителей стали разделительные «зеленые» полосы. В наиболее значимых в градостроительном отношении пересечениях эти полосы оформляются как «знаки места» - цветочные композиции, которые стали художественно-эстетическими центрами пространственно несобранного фрагмента городской среды. Поверхность разделительной полосы в этом случае используется как «визуальное поле», содержащее графический рисунок и объемную форму. Создание таких «полей» способствует не только улучшению эстетики пространства транспортной магистрали, но и определенной психологической разгрузке водителей.

Новым явлением в архитектурно-строительной практике Волгограда стало устройство подземного паркинга в пространстве жилого двора в Центральном районе по ул. Рокоссовского. На перекрытии хранилища автомобилей разместится озелененный детский городок. На крыше появятся не только травяной газон, но и высокая растительность и водоем.

Ландшафтное освоение промышленных территорий

В последние несколько лет в Волгограде стали преобразовываться промышленные территории заводов. Вместо промышленных производств появляются промышленно-деловые районы. Корпуса промпредприятий перепрофилируются и реконструируются под торговые, развлекательные или выставочные центры. К числу задач, связанных с подобной реконструкцией, относится и ландшафтная организация этих территорий. Характерной особенностью освобождающихся промтерриторий и их санитарно-защитных зон является хаотичность застройки, запущенное благоустройство, требующая обновления растительность, неорганизованность пешеходных подходов.

В Тракторозаводском районе Волгограда ярким примером нового подхода стала реконструкция цеха Волгоградского тракторного завода под торгово-развлекательный комплекс «Диамант» с формированием садово-паркового комплекса в бывшей санитарно-защитной зоне. Новое качество этого ландшафта определено полноценным использованием его населением и формированием привлекательного места в рабочем районе города. Ландшафтный образ был решен с использованием регулярной классической планировки. Гармоничность среды вокруг бывшего цеха проявляется и в вечернее время за счет подсветки деревьев, встроенной в поверхность земли.

Восстановление нарушенных территорий.

Среди многочисленных резервов в оздоровлении городской среды и поднятии эстетического уровня городских ландшафтов особое значение имеет ландшафтное восстановление так называемых «бросовых земель», пустырей, свалок, нарушенных ландшафтов, которых очень много в сложившейся городской застройке. Возвращение природного приоритета и поиск средств максимальной выразительности стали главной задачей при формировании двух ботанических садов в Волгограде, расцветших на бывших нарушенных территориях. Ботанический сад педагогического университета, проект которого был разработан под руководством автора, был разбит на месте свалок, оставленных после строительства нового университетского корпуса. В настоящее время ботанический сад ВГПУ стал одним из лучших ботанических садов Юга России. Пластичная обработка земли, создание характерных природных доминант, использование биоразнообразия стали главными идеями университетского сада. Создание водоемов живописных очертаний, искусственных террас и возвышенностей, широкое применение геопластики позволило на небольшом по размерам участке сформировать разнообразное зрелищное пространство. По сути, это «растительный театр» из экзотов и «солистов и хора» местной флоры. При этом декоративные качества последних выглядят особенно выигрышно.

Региональный Ботанический сад также нашел себе место на «бросовой» территории бывших оранжерей завода «Баррикады». За три года здесь возник современный научный комплекс, который стал центром по клонированию растений в регионе.

Крупным успехом по расширению биоразнообразия местной флоры стала экологическая реконструкция церковного сада в рабочем поселке Городище Волгоградской области. Территория вокруг церкви представляла собой заброшенный сквер, который со временем превратился в «гиблое место» в центре населенного пункта. Основной целью проекта явилось создание в посёлке сада ландшафтного биоразнообразия, формирование благоприятной для людей духовно-природной среды, оптимальной для поддержания городской биоты, восстановление значения важного в историко-культурном плане ландшафта.

Вместе с тем наряду с успехами по внедрению эколого-ландшафтного подхода при рекультивации нарушенных городских территорий, следует отметить в целом снижение уровня ландшафтного оформления городов области и, прежде всего, Волгограда. Недостаток финансирования, элементарное запущение состояния имеющихся ландшафтных объектов, отсутствие полива и ухода за растениями – все эти явления влекут за собой ухудшение облика города. На наш взгляд, необходимо выделить следующие направления деятельности по улучшению состояния городской среды:

1. реконструкция существующих объектов ландшафтной архитектуры – Горсад, парк имени Гагарина, дендрарий и другие;

2. создание городского парка, который может стать «визитной карточкой» Волгограда, как Летний сад в Петербурге или парк имени Горького и Нескучный сад в Москве. Найти соответствующее его размещение, функции и образное решение – задача и долг городских властей, профессионалов и общественности;

3. выделение небольших экспериментальных площадок для поисковых проектов ландшафтной архитектуры с новой стилистикой, образами, идеями, возможно спорными или провокационными, но, безусловно, интересными, на которых могли бы показать свои силы талантливые профессионалы-ландшафтники;

4. формирование собственной волгоградской школы ландшафтного искусства как направления, основанного на использовании местных растений и природных материалов южнорусского степного региона.

В современном городе ландшафтная архитектура и урбодизайн становятся не только средствами декоративного украшения и оформления отдельных элементов городской среды, но их роль усиливается за счет реконструкции экологически напряженных городских пространств – транспортных коридоров, промышленных ландшафтов, нарушенных территорий. Ландшафтная архитектура возвращает природу и оздоравливает городскую среду, проводит экологическую реабилитацию постиндустриальных пространств, дает возможность их полноценного использования.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100