Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
16 сентября 2019 года, 14 часов 32 минуты Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ САДА ЖИЛЯ КЛЕМАНА
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

М. В. Скопина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Жиль Клеман – всемирно известный ландшафтный архитектор, ботаник, профессор Высшей архитектурной школы в Версале, разработавший новый метод создания сада. Начиная с 1970-х годов XX века, он излагает свою концепцию в теории, а затем реализует на практике во многих садах в Париже и за его пределами.

Ж. Клеман намеренно порывает со структурой традиционного сада, где вещи и растения были расположены в строгом порядке. Он выступает против каких бы то ни было границ сада, фиксированного места сада, классификации элементов внутри сада, разделения трав на «плохие» и «хорошие». Другими словами, Ж. Клеман выступает против незыблемости классификаций, моделью которых являлись ботанические сады. Они располагали растения в соответствии с их местом в системе знаний и вне зависимости от их биологического контекста. Согласно Клеману, подобный рационализм не является отныне более возможным, принимая во внимание возникновение «биологического фактора».

Однако Клеман не заменяет классификации нового времени отсутствием связей, комбинаторикой или формальным соположением элементов парка. Он обращается к другой классификации, менее строгой и формальной – ламарковой классификации. Если дарвиновская классификация базируется на идее естественного отбора, то «трансформизм» Ламарка оставляет место сосуществованию элементов, их разнообразию. Растения, которые вырастают в одном и том же месте, так же как насекомые и животные, обитающие на этом участке, образуют хрупкую биологическую систему. Роль создателя парка заключается в том, чтобы выявить и понять механизмы, которые связывают породы между собой с целью сохранения разнообразия. Клеман утверждает: «План сада, изменчивый с течением времени, зависит от того, кто его поддерживает, он не возникает из концепции, задуманной в архитектурной мастерской». Следовательно, мы можем предположить, что план сада постоянно меняется по двум траекториям:

- спонтанно под воздействием сил самой природы;

- в результате деятельности человека: по замыслу архитектора, главным инструментом которого является движение, а главным материалом – растения.

Сегодня архитекторы все больше приходят к тому, чтобы переосмыслить оппозицию между функциональным и эстетическим (пользой и красотой), которая была введена архитектурой модернизма. Анализ вызовов нашего времени – экологических, социально-экономических, энергетических, культурных и т.д. факторов, а также анализ способов противостоять этим вызовам, дает архитекторам возможность вырабатывать стратегии гибкого проектирования, позволяющие уйти от оппозиции красота/польза и создавать объект в гармонии со своим местом и окружением.Проектировочный метод Жиля Клемана, несомненно, принадлежит к числу подобных стратегий.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100