Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
20 июля 2019 года, 2 часа 58 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
НОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ СТАРОГО ГОРОДА
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

О.Н. Воронина

 

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

В последние десятилетия ХХ века система выращивания крупных декоративных древесных растений в России оказалась разрушена. Земли большинства городских питомников за ненадобностью застроены жилыми и промышленными зданиями. Сохранившаяся в литературе теория культивирования и посадки крупных древесных растений относит нас к 50-70-м годам. Описания практики тех лет свидетельствуют о многочисленных удачных случаях пересадки крупномеров. Однако современная отечественная практика городского озеленения не может предложить ничего заслуживающего внимания или повсеместного внедрения. Технологии выращивания декоративных крупномерных растений долгое время в нашей стране не развивались.

С развитием частного садоводства взоры ландшафтных фирм устремились на запад. Бурно развивающаяся Польша предложила российскому ландшафтному архитектору небольшие по размеру, многочисленные по ассортименту и недорогие растения для садов и садиков. Но экономические и политические межгосударственные проблемы расстроили формирующуюся связь. Российский «ландшафтник» бросился в леса и начал с помощью тяжелой техники и вручную «копать крупномеры». Результаты агрессии оказались плачевными как для растений, так и для их продавцов - покупателей.

Формирующаяся потребность в крупных древесных растениях для городов, переживающих естественный и искусственный распад систем озеленения, сказывается в тоске городского озеленителя по красным кленам, колоновидным дубам и соснам, плакучим елям. Ранее не виданное разнообразие деревьев предлагают читателям глянцевые страницы популярных журналов по ландшафтному дизайну. Особая любовь у горожанина к бонсаям из горной и обыкновенной сосны, а также маленьким голубым елочкам, которые, в представлениях обывателя, не должны перерасти размеры небольшой лужайки перед домом в саду.

В первые годы нашего века прогрессивные озеленители Москвы привозили на удивление всей России десятиметровые каштаны, декоративные краснолистные яблони, взрослые липы и голубые ели из Германии. Полной реконструкции озеленения подверглась театральная площадь в Москве, автомагистрали вдоль Москвы-реки. Новые липы у кремля в Москве имели высоту более 5 м. Деревья после посадки чувствовали себя не очень бодро, болели, но все выжили и через два года казались естественным для окружающих их городских пространств.

Провинциальные отечественные города в условиях ограниченного бюджета, интенсивной внутренней реконструкции, уплотнения застройки и массовой ликвидации аварийных деревьев в одночасье опустели. «Зеленая разруха» давно бросалась в глаза не только туристам, но и местным жителям. Руины из старых деревянных хозяйственных построек, рухнувших тополей, кленов и старых акаций все еще кажутся естественным и постоянным элементом городской среды.

На центральных городских улицах и площадях городские власти начинают реализовывать программу очистки города от старых, больных и сорных деревьев. Жители протестуют и спрашивают: «А что же потом?» Потом должны быть высажены новые деревья и, скорее всего, иностранного происхождения, потому что свои вырастут из маленьких саженцев лишь через несколько десятилетий при условии возрождения питомников.

Осознав проблему, специалисты начали искать большие новые деревья для Российских городов. На выставке «Цветы 2005», проходившей на ВВЦ в Москве, мы встретились с фирмой, вызвавшей доверие своими крупными деревьями и профессиональным подходом к городскому озеленению. При более подробном знакомстве оказалась, что компания Лорберг - одна из наиболее крупных частных фирм в Европе, которая выращивает древесные растения для городов мира, расположена в 30 км от Берлина. Выпуск продукции питомник начал еще в 1843 году. Семейное предприятие основал прадед сегодняшнего хозяина Стефана Лорберга. После войны питомник оказался на территории восточного Берлина и стал государственным, а Лорберги продолжали свое дело в Западном Берлине. После объединения Германии питомник вновь вернули хозяевам. Сегодня – это крупнейший питомник в Европе, площадь которого 500 гектаров, а продукция поставляется в Англию, Францию, Китай и очень много в Россию.

Здесь все делается по науке, с учетом долгого практического опыта, с проверкой временем, в соответствии с международными стандартами, которых придерживаются педантично и тщательно. В питомнике почти не используют удобрений, дважды в год делают анализ почвы. Ассортимент растений составляет более 1000 различных видов. Это аллейные штамбовые деревья, колонновидные, пирамидальные формы (дубы, сосны, рябины, клены, можжевельники), деревья на шпалерах, деревья с зонтичной кроной, бонсаи, живые изгороди, деревья для берсо. В питомнике выращивают много растений, способных расти в условиях загрязненной городской среды. Одни имеют листья с плотной поверхностью, как, например, краснолистный дуб или сортовые сирени, другие – толстый защитный налет, который придает им красивую голубую окраску. Есть голубые сосны, можжевельники, ели с необычной, почти белой хвоей. Выведен вяз, который не поражается голландской болезнью. Симметричные кроны вязов идеально подходят для создания аллей вдоль магистралей. К тому же они могут расти на бедных городских почвах.

Питомник славится топиарным искусством, хранит и развивает свои секреты формовки и прививок. Некоторые необычные формы генетически закреплены в форме кроны. Топиарное искусство демонстрирует высокие цилиндрические формы кроны деревьев: колонны, портики, арки, фокусирующие взгляд на важных видовых точках. В зеленые галереи - берсо высаживаются лиственницы, рябины, облепиха, липы, клены. Искусство стрижки создает плоский зеленый полог, напоминающий крышу над стволами деревьев в приеме посадки кен-конс. Дерево с узкой плоской вертикальной кроной, размещенное вдоль узкой улицы из многоэтажных зданий, позволит пропустить инженерные коммуникации мимо кроны, что немаловажно для современных стесненных городов. В узком дворе или вдоль проезда в полосе газона востребованы древесные растения с узкоколонновидной кроной: дубы, рябины, клены, сосны, можжевельники. Такие формы привлекают внимание активной динамикой и могут помочь ландшафтному художнику сформировать гармоничную акцентно-доминантную композицию.

Количество деревьев, рекомендуемое к высадке на 1 гектар парковой территории, не должно быть более 200-150 штук. В условиях городской застройки – число деревьев на 1 гектар исчисляется десятками и даже единицами, поэтому особое внимание должно уделяться качеству древесных растений. Каждое дерево в городской среде является ценным объектом. Оно должно быть защищено от повреждений, обеспечено системой орошения, учтено, проинвентаризировано. За его здоровьем специалисты-дендрологи должны наблюдать также внимательно, как и за человеком - врач. Важную роль приобретают ограждения для деревьев, которые могут рассматриваться как самостоятельный элемент дизайна.

Представления горожан о растительном мире городов могут быть сильно расширены. Обычно только в ботанических садах можно увидеть такие редкие растения, как ель сербскую нана, канадскую ель конику, ель Бревера или инверса, хотя эти растения могут жить на школьных и больничных участках, на площадях у административных зданий. Одно дерево может служить единственной доминантой в тесном дворе.

Современный город с высокими зданиями образует на уровне земли глубокую тень. Подобные тенистые места часто встречаются в старых парках. Традиционные газоны в таких случаях могут быть заменены рододендроновыми и вересковыми садиками. Почвопокровные травянистые растения, карликовые кустарнички, бересклеты, стелющиеся формы можжевельников, декоративные злаки и полыни могут сделать поверхность, видимую из окна автобуса или квартиры, содержательной и разнообразной.

В средней полосе России мало форм с пирамидальной формой кроны, хотя узкоколонновидные формы ассоциируются у зрителя с теплым черноморским побережьем, отдыхом, курортом, создают особое настроение. Питомник предлагает большое число колоновидных высоких можжевельников, которые могут напомнить жителям средней полосы России о южных кипарисах. Топиарное искусство Лорберга демонстрирует высокие цилиндрические колонны, портики, арки, фокусирующие взгляд на нужных видовых точках. В зеленые галереи-берсо высаживаю лиственницы, рябины, облепихи, липы, клены. Искусство стрижки способно создать плоский зеленый полог, напоминающий крышу над стволами деревьев в приеме кен-конс. Дерево с узкой плоской вертикально расположенной кроной, высаженное вдоль узкой улицы многоэтажных зданий, позволит пропустить инженерные коммуникации мимо кроны, что немаловажно для современных стесненных городов.

Долгая зима часто вызывает цветовое голодание. Хвойные растения в зимнее время структурируют городской ландшафт. В композиции очень важны деревья с красными, серыми, желтыми, пестрыми листьями. Они придают городской среде дополнительную цветовую насыщенность и индивидуальность.

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100