Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
 
23 ноября 2017 года, 19 часов 38 минут Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Ролик АРХИЛЕНД
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура
Новости и события
Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура

«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА 2013»

резолюция

ХХ научно-практической конференции 

«лАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА 2013»

 

20 марта 2013 года Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Нижегородская областная организация ландшафтных архитекторов (ОЛА)

 

Городские ландшафты играют важную роль в устойчивом развитии городов. По состоянию открытых общественных пространств, качеству содержания парков, скверов, бульваров, жилых дворов и городских улиц можно судить о качестве жизни населения. 

Итогом конференции стала подготовка рекомендаций органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям, специалистам и жителям города по развитию ландшафтной архитектуры в городах Нижегородской области.

Ландшафтная архитектура имеет много составляющих: социальную, биологическую, экономическую, экологическую, архитектурно-градостроительную, юридическую. Коммунальное хозяйство городов, в плоскости которого лежит сегодня ландшафтная архитектура, переживает очередную перестройку и возможно сегодня появится шанс что-либо улучшить в этой области. Важнейшая задача сегодняшнего дня – определение приоритетов развития городов, среди которых должны быть: устойчивое развитие, безопасность, здоровье жителей, комфорт и красота городского ландшафта.

Для эффективного управления городскими ландшафтами следует иметь четкое представление о стратегии и потенциале развития агломерации. Значение эффективного управления также возрастает в связи с переходом экономики к рыночным отношениям и платному землепользованию.

В городах сохраняется большое количество малоэффективных территорий (фришей), к которым можно отнести: земельные участки с приостановленным строительством, производственные зоны, утратившие свои функции, пустующие территории со следами техногенного воздействия, территории с ветхим, аварийным, не пригодным для проживания жильем, территории со сложным рельефом, малопригодные для застройки.

Особое внимание следует обратить на малые городские реки. Долины малых рек являются особым элементом системы общественных пространств. Они обладают уникальным рекреационным и экологическим потенциалом. В их отношении требуется ревитализация: расчистка русла, благоустройство, озеленение и ландшафтное планирование берегов.

Пристальное внимание к интенсивности и эффективности использования территорий обусловлено сокращением озелененных земельных ресурсов общественного пользования. Дальнейший рост городов возможен либо за счет реконструкции существующей застройки (повышения эффективности использования территории) либо за счет освоения пригородных ландшафтов. Увеличение интенсивности использования земель может улучшить качество общественных пространств, уменьшит долю фришей и разграничит частные и общественные озелененные пространства без ущерба дли их доступности. 

Сегодня мы отмечаем ряд негативных процессов. К наиболее характерным можно отнести:

- ухудшение качества жизни населения в городах Нижегородской области в результате сокращения озелененных территорий; уплотнение жилых дворов с ликвидацией насаждений и площадок для отдыха; снижения качества содержания парков, садов, скверов, бульваров, лесопарков, ведущее к их деградации;

- затруднение доступности населения к озелененным территориям общего пользования из-за возрастания затрат времени на передвижение, в том числе, и за счет перегораживания, ликвидации и плохой благоустроенности пешеходных путей;

- недостаток доступной официальной информации об озелененных территориях, в том числе о количестве и качестве насаждений, динамике заболеваний растений, планах по уничтожению или возобновлению зеленых насаждений при строительстве или реконструкции городской ткани; о выполнении санитарно-гигиенических нормативов, связанных с озеленением города; о выделяемых городом финансовых ресурсах на развитие и поддержание зеленого фонда городов Нижегородской области;

- отсутствие управленческого механизма, при котором специалисты могут влиять на грамотное расходование или распределение финансовых бюджетных средств, выделяемых на озеленение города и как результат - ухудшение качества зеленых насаждений;

- многочисленные социальные конфликты, связанные с переводом озелененных территорий общего пользования в другие формы землепользования, уничтожением массивов, отдельных деревьев, кустарников, газонов в связи с уплотнением застройки, отсутствием информации о планах чиновников по компенсации потерь в зеленом фонде города и о планируемых работах по озеленению улиц, скверов или парков, отсутствием социально-просветительской работы с населением и реальных действий, направленных на улучшение качества городской среды;

- отсутствие плановой работы по возобновлению зеленых насаждений, проектов новых объектов ландшафтной архитектуры, четких требований к качеству и количеству посадочного материала; непрофессиональные решения чиновников по определению стратегии реконструкции озелененных пространств, выбору ассортимента растений при компенсационном озеленении и определению мест их размещения, часто без проектной документации;

- отсутствие системы обслуживания зеленых насаждений, отсутствие контроля за качеством проектов, качеством работ по созданию и содержанию насаждений и соответствию этих работ проектной документации, рост свалок бытовых отходов на территории насаждений общего пользования и в пригородных лесах.

Многолетний анализ показал, что основными причинами сокращения озелененных пространств в городах Нижегородской области являются:

- естественные процессы старения и гибели насаждений по общебиологическим причинам, в том числе, в связи массовым озеленением городов малоценными недолговечными древесными видами, а также в результате ослабления растений в условиях повышенной антропогенной нагрузки в городах;

- снос зеленых насаждений при интенсивном внутригородском строительстве, расширении улиц, застройке, устройстве подземных гаражей, прокладке и реконструкции инженерных сетей;

- гибель насаждений в связи с отсутствием плановой работы по содержанию зеленых насаждений, к которым относятся полив, защита от вредителей, подкормки, осветление, аэрация корневой системы, борьба с засоление, формирование кроны, защита ствола, содержание приствольного круга;

- непрофессиональные работы жителей и некоторых подрядчиков, которые выражаются в высадке маленьких саженцев, взятых из леса и нежизнеспособных в городской среде, посадке растений в неподготовленные посадочные места, без проекта и производства работ по интенсивному уходу за саженцами в первые 3-4 года после посадки;

- отсутствие в градостроительных документах заранее выделенных и подготовленных фактически мест для компенсационного озеленения на основании проектов компенсационного озеленения, порочная установка на замену деревьев деревьями и невозможность использовать в проектах компенсационного озеленения кустарники;

- перекос в финансировании озеленения в сторону дорогого и экономически неэффективного цветочного оформления города однолетними травянистыми растениями в ущерб более долговременным и экономичным формам озеленения с использованием деревьев, почвопокровных кустарников и многолетних травянистых растений;

- отсутствие выраженной политики города в области устойчивого развития и действенной системы управления озелененными территориями, программ привлечения жителей к озеленению; отсутствие стандартов качества озеленения городских территории в зависимости от их назначения, требований к посадочному материалу; отсутствие контроля за качеством проектных работ, производством посадок и мероприятий по уходу;

- негативный эффект от проведения конкурсов на озеленение городских территорий, когда критерием для выбора становится не профессионализм и опыт исполнителя, не качество работ и долговечность насаждений, а неоправданно низкая цена на проведение работ при отсутствии ответственности участников конкурса за предоставление экономически необоснованных расценок на проведение работ по созданию и содержанию насаждений, что часто приводит в дальнейшем к недостатку средств на уход за насаждениями и как результат – ведет к 100% гибели всех посаженных растений.

 

Участники конференции рекомендуют

 

Правительству Нижегородской области:

- выступить с инициативой о разработке областной целевой программы по сохранению, содержанию, использованию, восстановлению и развитию озелененных территорий в городах Нижегородской области; привлечь к разработке программы научную общественность, специалистов и профессиональные организации, работающие в сфере озеленения; провести открытое общественное обсуждение разработанной программы;

- разработать стандарты качества озеленения для различных функциональных зон и различных объектов озеленения в городской среде, добиваться выполнения разработанных стандартов;

- рекомендовать при определении стратегии развития поселений не расширять их за счет захвата новые природные ландшафты а, напротив, , осваивать пустующие постпромышленные, посткоммунальные, посттранстпорные зоны внутри поселений и др.;

- разработать программы создания линейных парков по долинам городских малых рек (в Н. Новгороде рекам Борзовке, Левинке, Ржавке, Кове), разработать проекты их благоустройства и озеленения с целью увеличения озелененных пространств общего пользования, повышения стоимости недвижимости, расположенной вдоль малых рек, улучшения качества воды и ландшафта в целом за счет использования методов фиторемедиации, введения в пользовательский оборот малоэффективных территорий, прилегающих к рекам;

- оказывать информационную, организационную и материальную, в том числе проектную, поддержку гражданским инициативам, касающимся озеленения города, способствовать развитию общественных организаций, занимающихся этими вопросами. Оказывать помощь общественным организациям, содействующим объединению государства, граждан и предпринимателей и имеющим план мероприятий для урегулирования их отношений;

- при формировании градостроительный планов и технических заданий на разработку документации по освоению территорий под застройку предусматривать выделение участков не менее 30% от площади территории, подлежащей реорганизации, для создания озелененных территорий общего пользования с последующим присвоением им соответствующего статуса и включением в Реестр;

- не допускать размещения в пределах существующих и подлежащих формированию озелененных территорий общего пользования объектов, не рекреационного назначения;

- способствовать развитию постоянно действующих информационных каналов, касающихся вопросов садово-паркового искусства и оказывать поддержку каналам, которые распространяют информацию о культуре и традициях работы с ландшафтами.

 

Администрациям городских округов и муниципальных районов:

не допускать расширение границ поселений, в том числе Нижнего Новгорода, за счет освоения прилегающих природных территорий, более эффективно, комплексно и интенсивно использовать земельные ресурсы внутри городской черты;

- разработать стратегию (схемы, программы) озеленения городов на период до 2030 года как документ, уточняющий материалы генерального плана, в целях обеспечения стабильного улучшения качества ландшафтной архитектуры, условий проживания и отдыха населения;

- рекомендовать главам администрации поселений, в чьём ведении находятся зеленые насаждения, ежегодно информировать население о состоянии озеленения в районе, о работах по его сохранению и реконструкции, о финансировании, разработке проектной документации, проведенных общественных слушаньях;

- развивать и совершенствовать механизм управления зеленым фондом города, ежегодно формировать централизованный заказ на посадочный материал в соответствии с перспективным планом развития городского озеленения и размещать его в открытой печати на сайте администрации; стимулировать развитие питомников, выращивающих местный посадочный материал, как наиболее устойчивый в данной природно-климатической зоне, осуществлять долгосрочные заказы на выращивание крупномерного посадочного материала для озеленения городов Нижегородской области местным питомникам;

- разработать стандарты на качество содержания озеленения в различных зонах городов Нижегородской области, а также технологические карты по созданию насаждений и уходу за ними, ознакомить с ними всех заинтересованных лиц;

- ежегодно направлять чиновников, принимающих решение о развитии коммунального хозяйства, озеленения и ландшафтной архитектуры на образовательные стажировки, профессиональные конференции, проводить круглые столы, семинары для обсуждения вопросов и выработки решений по развитию отрасли;

- рекомендовать все работы по озеленению производить посадочным материалом, который соответствует требованиям стандартов; применять для отдельных объектов озеленения только крупномерный посадочный материал; не допускать высадки в городской среде, в соответствии со стандартами, саженцев деревьев высотой менее 2 м.

- в целях улучшения эстетического облика и экологического состояния урбанизированной средыорганизовать работу по развитию топиарного искусства, вертикального озеленения и озеленения эксплуатируемых кровель, по созданию новых зон отдыха на временно пустующих территориях, неиспользуемых промышленных и коммунальных объектах, рассмотреть вопрос рекультивации свалок бытовых отходов;

- предоставить возможность специалистам службы городского озеленения перераспределять бюджетные средства внутри статьи на озеленение в соответствии с реальными потребностями и с учетом погодных условий;

- стимулировать привлечение населения к работам по озеленению города, создавать в городских парках демонстрационные площадки по садоводству и озеленению, проводить конкурсы цветников, ландшафтных композиций, культурно-просветительские ландшафтные фестивали, проводить демонстрации новых видов растений, содействовать просветительской работе общественных организаций по сохранению национальных традиций российских исторических парков и усадеб;

- стимулировать специалистов службы городского благоустройства и озеленения применять прогрессивные и эффективные материалы и технологии: перфорированный металл, современные мульчирующие материалы, габионы, геокаркасы, георешетки, газонные решетки, системы автоматического орошения, каучуковые покрытия спортивных и детских площадок, водоотводные, дренирующие системы, современные устойчивые и декоративные виды многолетних растений. 

Проектным организациям при разработке проектов - соблюдать оптимальную для структурных частей города интенсивность использования территорий; требования охраны окружающей среды и природного комплекса; требования охраны памятников истории и культуры, сохранения исторической планировки и застройки для создание благоприятной для человека городской среды.

 

 

От имени участников конференции

Алаир. Ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура



Rambler's Top100